Пресса Архангельской области
 


Трудовая Коряжма
10 августа 2002 (87)
Владимир НОГОВИЦЫН.

Дела идут, контора пишет...

Дела идут, контора пишет... Вообще-то писала не контора, а грамотей - дьячок, с рьяной скрупулёзностью заносивший все монастырские расходы в большую "амбарную книгу" (впрочем, в то время правильным было "аНбар"). Восемнадцатый век стоял на пороге обители, даже более того - скоблился в углу, как настырная серая мышь...

А где-то, возможно, в одной из келий сопел от чрезмерного усердия монах. Гусиное перо, зажатое в руке, слегка поскрипывало, и на бумаге появлялись буквы и целые фразы. Потом писанное им отправится в казенную палату Вологодского наместничества. Из Соли Вычегодской округи, из трехклассового Николаевского Коряжемского монастыря -ведомость о допустимых тратах...

1782 год мало чем отличался от предыдущих. Разве что новыми расходами... Их требовала покупка "деревянного" масла, проданного усольским купцом Иваном Свиньиным за 2 рубля 76 копеек. И тут же сообщение о расписке: "велением сын ево Федор росписался". Заплатили положенную сумму в уездную контору "за подьячего и слуг" ("половину подушных собранных денег") - и также: "имеется от того казначейства квитанция". Учёт - прежде всего!

Чаще снабженцами монастыря бывали устюжские торговые люди. Вроде тамошнего купца Афанасия Шишманова, поставившего на двор бумагу ("для разных монастырских письменных дел") и воск для свечей. Да еще красное вино, правда, немного - всего-то полведра, в уплату которого ушло "два рубли медью". Кстати, чуть более той суммы - на 40 копеек - монастырь выплатил вдове Марии Калининской за три пуда пшеничной муки, купленной на "печение просфир". Столько же пудов приобретено у Лазаря Булатова - "по осмидесять копеек дано два рубли сорок копеек", при том, как явствует из ведомости, продавец "оные денги...принял и росписался". Прикупали монахи винишко и у другого устюжанина -купца Федора Ерыкалова. "Куплено на церковныя потребы ... вина красного три четверти ведра три рубли"...

Но что продукты и напитки! Дороже ценился квалифицированный труд. Так, столяр Иван Глотов "с товарищы" получили "по договору в доплату" 50 рублей. И это за "зделание столярного в Благовещенскую церковь иконостаса". Однако мастера не смогли подписаться под ведомостью, скорее всего, из-за своей неграмотности, поэтому "устюжский мещанин Петр Моисеев руку приложил".

И такие автографы "за кого-то" бывали в порядке вещей. То за устюжского мещанина- Кирилла Телегина поставил "закорючку" ученый крестьянин Яков Трубачев, то Иван Хохлов - за усольского (читай: Сольвычегодского) мещанина Алексея Выдрина, то Степан Нюхин подписывается под договором за Якова Ядрихинского и его сподручников, подвязавшихся выполнить резьбу иконостаса для Благовещенской церкви. А то Иван Семёнов приложился под прошением часовщика (иначе - "часоводителя") Якима Пустынникова: "в заведение часов - целых три рубля - заработок! Полтора рубля срукоделила Евдокия Задорина, починив церковные одеяния. Короче, монастырь предоставлял возможность заработать сторонним людям. Так, благодаря этой хозяйственной ведомости, сохранены фамилии жителей примонастырской и ближайшей округи, возможно, предков нынешних жителей. Скажем, до сих пор в коряжемской Слободке живут Дерягины. Как знать, может к ним и имеет отношение ямщик Иван Дерягин, с которым ровно 220 лет назад монастырь имел деловые связи. Та временная "шабашка" (это уже современный термин) помогла остановись имя северного крестьянина в истории. А ведь не Бог весть чем занимался: всего-то круглый лес с реки вывез, заслуженно получив за сделанное 3 рубля. Однако ж... Каменщик Михаил Чекмарев также увековечился тем, что отремонтировал в Спасской церкви печь и произвел побелку стен. Монахи рассчитались с ним той же привычной суммой - хватило трёшки...

Обычно исследователи не затрагивают эту - бытовую - сторону жизни Николо- Коряжемского монастыря. Их больше привлекает ее парадная часть. Но именно быт служителей веры демонстрирует то, что их повседневность проходила отнюдь не в одних лишь литургиях и служении Господу. По сути же своей чернецы мало отличались от местных крестьян. И земной труд им был близок и привычен. Когда же им что-то было не по силе, они прибегали (это ж элементарно!) к помощи специалистов. Так что первые торгово-предпринимательские отношения (и, выходит, бухгалтерские) возникли "на Коряжеме" задолго до нашей действительности. Опередили монахи!

Владимир НОГОВИЦЫН.



Трудовая Коряжма:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Новый Архангельск
Защита прав граждан
Вельская неделя