Пресса Архангельской области
 


Трудовая Коряжма
24 августа 2002 (93)
Галина ХУДЯКОВА.

И все-таки покупатель почти всегда прав

Это письмо мы "разобрали" с нашим постоянным консультантом Галиной Худяковой. Сразу оговорюсь, чтобы у женщины-продавца, написавшей нам письмо, не было повода усомниться в предвзятости ее комментария. Галина Ивановна призвана рассматривать споры, консультировать так, чтобы соблюдались права и обязанности и по ту, и по эту сторону прилавка.

В каждой профессии существует такое понятие, как подготовка рабочего места. Так вот продавец, контролер-кассир перед началом работы должны позаботиться о следующем: чтобы были правильно оформлены прилавки, то есть (товар виден покупателю, с ценниками с указанием срока реализации и производителя) должна быть заправлена чековая лента в кассовый аппарат, достаточное количество мастики, чтобы чеки хорошо пропечатывались; удобно обустроен узел расчета, чтобы было куда при оплате покупки покупателю поставить сумку, и к основному вопросу читательницы - в кассе к началу рабочего дня обязательно должна быть разменная монета. Это условие предусмотрено для всех организаций, занимающихся денежными расчетами с клиентами, специальной инструкцией банка.

Также в соответствии с инструкцией Сбербанка РФ все учреждения, завязанные на денежных отношениях, в том числе и магазины, должны принимать банкноты, цитирую: "загрязненные, изношенные, надорванные, утратившие углы, имеющие посторонние надписи и утратившие края, в том числе обожженные по краям, имеющие потертости и проколы, оттиски штампов, масляные или пятна краски". Банкноты, которые утратили не более 45 процентов площади; склеенные из частей, принадлежащих одной банкноте; склеенные из разных банкнот, но при условии, что более 55 процентов принадлежит одной; изменившие цвет (в чем-то вымокли) в магазинах уже принимать не обязаны. Но такие деньги можно сдавать в платежи (скажем, оплатить счет за квартиру, телефон) и в банки.

Возвращаясь к отношениям покупателя и продавца. Проигрываем различные варианты, ситуации, обращаемся к закону "О защите прав потребителей" для их разрешения. И приходим к выводу что не напрасно красовался раньше в магазинах девиз "Покупатель всегда прав". На качественную покупку, на достоверную информацию о ней, на соблюдение гарантийных сроков, на жалобы, если это не соблюдается, и на хорошее к себе отношение - на все это он имеет право. Не прав покупатель только в том случае, если его требования необоснованны. Например, при возникновении дефекта в покупке он требует ремонта, замены товара или расторжения договора купли-продажи, когда еще не установлена причина возникновения дефекта, а соответственно и чья-то виновность в нем. По закону у предпринимателя, продавца есть 20 дней на проведение экспертизы. Не прав, когда требует обменять товар, который входит в список не подлежащих обмену. Вся дорогостоящая техника, ювелирные изделия из драгоценных металлов, растения, животные...

"Но и здесь в какой-то мере можно обвинить продавцов, предпринимателей,- замечает Галина Ивановна. - Значит, не донесли до покупателя необходимую информацию". Скажем, при покупке автомобиля не сообщили, что если что, обменять его будет нельзя. Так, в каждом магазине должен быть оформлен информационный стенд для покупателей. А недостоверная информация о товаре или вообще ее непредоставление по закону опять-таки ставятся в вину продавцам.

По-человечески понятно и то, что порой продавцы срываются на покупателей. Зачастую они работают по 12 часов в сутки, магазины в подвалах, ларьки, уличные павильоны недостаточно теплые и освещенные, не оборудованы туалетами, в них не предусмотрено и место для приема пищи. Но опять-таки виноват в этом не покупатель, а работодатель и взывать нужно к нему. "А покупатель - он все равно прав, требуя к себе подобающего уважительного отношения, - продолжает Галина Худякова. - Хотя бы потому, что он за этот товар, за эту услугу платит свои деньги".

Стоит вспомнить о том, что сейчас политика государства в сфере торговли направлена на то, чтобы продавцы были профессионалами своего дела, имели необходимое профобразование. Это один из обязательных пунктов по сертификации продовольственных торговых точек. Поначалу такое же требование решили предъявлять и к непродовольственным, но потом к ним смягчились.

Галина Ивановна ставит точку в нашем разговоре: "Все мы разные. Продавец должен уметь находить подход к каждому, невзирая на плохое настроение и прочие личные неурядицы. Недаром теперь на профессиональных курсах продавцов преподают и психологию общения".

Главный консультант - специалист отдела торговли и защиты прав потребителей Галина ХУДЯКОВА.



Трудовая Коряжма:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Новый Архангельск
Защита прав граждан
Вельская неделя