Пресса Архангельской области
 


Трудовая Коряжма
12 сентября 2002 (101)
Алексей ТИТОВ

"А душа - не странно ль? - пела..."

В одном из последних номеров "ТК" (30 июля) прочитал в "Литературной странице" стихотворение Н. Тележки-на, написанное в форме обращенного ко мне послания. Признаюсь, было приятно. Но, конечно, не моя благодарность автору (а она, несомненно, есть) побудила взяться за перо. Основной мотив стихотворения показался мне не очень верным. И, кроме того, вызвал желание осмыслить некоторые стороны творческого процесса. О себе скажу так. Папа и мама, матушка-природа наделили меня скромными способностями слышать внутри себя рождающиеся мелодии. Так что же, гробить их в самом себе?! Если я читаю Баратынского и вдруг возникает внутреннее музыкальное сопровождение - отчего же не взять и не написать романс?

У Владимира Ноговицына есть такие строки: "А душа - не странно ль? -пела. Запретишь ей это разве?" Кстати, и на стихи этого поэта есть у меня цикл песен, которые у него вызвали доброжелательную оценку. Но повторюсь: о себе я не стал бы писать что-то публичное. Хотя попутно замечу: самые интересные мысли человек может высказать только о себе! Ведь только себя он знает наиболее глубоко. Нужна лишь искренность, а не похвальба или ложная в противовес самоуничижительность.

А теперь о самом существенном. Да, есть такое мнение, что в искусстве нельзя разбрасываться. Нужно, мол, сосредоточиваться на чем-то одном. Но... В бытность моего московского детства доброй знакомой нашей семьи была дочь известного художника Родимова. Павел Родимов слыл не только первоклассным пейзажистом, но и крупным поэтом (его стихотворения входили в школьные хрестоматии). Поэзия и живопись не мешали друг другу, наоборот-наиболее полно выразили его любовь к природе, понимание ее. Да и многие другие примеры подтверждают успешное сосуществование в разных видах творчества одного человека.

НАСТРОЕНИЕ

Величайший художник Микеландже-ло Буонаротти был не только деятелем изобразительного искусства: скульптор, живописец, мастер фресок, архитектор. Он создал стихотворения, через 500 лет взволновавшие современного композитора Свиридова, положившего их на музыку. Василий Шукшин начинал как актер и режиссер. Затем появились его рассказы, повести, романы. К концу своей короткой - увы! -жизни он сам себя рассматривал как прозаика и подумывал оставить кино. Страшно представить, что случилось бы, если бы он из двух своих ипостасей выбрал бы только одну. Литература наша лишилась бы его "чудиков", его необычной прозы. С другой стороны, киноискусство осталось бы без таких шедевров, как "Печки- лавочки", "Калина красная"...

А вот примеры, к нам ближайшие, коряжемские. Наш земляк Николай Гурьев - прекрасный фотограф -художник. И он же - великолепный мастер декоративно- прикладного искусства. Его резьба по дереву, его шкатулки - на загляденье! Согласился бы он бросить что-либо из своих занятий в пользу другого? Уверен: нет!

Глубоко убежден: творческому человеку не нужны запреты в любом виде. Как со стороны других, так и личные, внутренние. Выразительный пример того, к чему приводит внутренний запрет, что получается из того, когда "наступают на горло собственной песне", -творчество Владимира Маяковского. Я целиком разделяю его политические убеждения. Но, как и все любители и ценители поэзии, огорчен тем, что он оставил лирику, уйдя с головой в гражданский пафос. А ведь как начинал: "Я сразу смазал карту будня...", "Если звезды зажигают..." Гениально! Ху доже-ствен ное творчество имеет как бы три стадии. Первая - это открытое, незашоренное "детское" увиденье мира. Затем увиденное, услышанное, учувствованное пропускается через интеллект, рассудок и сердце художника. Последний волевой творческий акт - создание художественного произведения. И чем более широким потоком истекают художественные образы, тем полнее и ярче выражается художник-творец. Вот слова моего любимого Блока: "Пока нет любимой работы, "специальности"... - много "настроений" и мало действия. Кому не одиноко? - Всем тяжело... Переносить эту тяжесть помогает только обладание своей атмосферой, сохранение своего круга, и чем шире этот круг, чем больше он захватывает, тем более творческой становится жизнь".

В заключение. В студенческие годы, когда окончательно созревала душа, искусство двух людей произвело на нее самое сильное, самое благодатное впечатление. Художник Виктор Понков и бард Юрий Визбор. Мощная до трагизма, философски- символическая живопись одного и пронизанные солнцем песни второго. Главное: "не позволяй душе лениться". А что выйдет, что не получится -решит время.

Алексей ТИТОВ, художник.



Трудовая Коряжма:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Новый Архангельск
Защита прав граждан
Вельская неделя