Пресса Архангельской области
 


Трудовая Коряжма
26 сентября 2002 (107)
Владимир НОГОВИЦЫН.

ОГРОМНОЕ НЕБО

Он не смотрит под ноги, потому что часто вглядывается в небо. Привычка. И как бы высоко ни находился самолет, навскидку может узнать, какой именно сейчас там, в вышине. И всякий раз Анатолий Дмитриевич Бральнин ловит себя на мысли, что страшно завидует пилотам. Белой завистью человека, хорошо знающего, что это такое - крылья...

В Коряжме Бральнин был проездом. Здесь и в пригородной деревне Песчанка у него родственники и земляки. Находясь в отрыве от дома много лет, он научился ценить эти кровные узы и по возможности бывать на родине чаще...

Вилегодская деревня Малая Гора располагалась в двух шагах от Христофоровой Пустыни. Он и сейчас, наверное, сможет показать местонахождение их избы, хотя всё вокруг сильно изменилось. Вон там, где сейчас поле, они и жили... Какая же кругом красота была неимоверная! Тогда, в детстве... Деревянная школа-семилетка в Беляево, до которой приходилось бегать несколько километров. Пятерочником никогда не был. "Я не мог учиться отлично", - признается. Шла война. Неустроенность быта. Голодуха. Какое там ученье! Ребята предоставлены сами себе. Вот в газетке местной написали - с отличием, мол, школу окончил. "Наврали! Ну не двоечник, ну четверки-пятерки иногда проскакивали...". Тем не менее после школы, в 1945-м, легко поступил в Лимендский речной техникум. А там дурака не поваляешь! Стал техником речного флота. Шестерых выпускников распределили тогда в Волжское грузовое речное пароходство. Пришлось расстаться с закадычным другом Толей Бебяко-вым из Заболотья, а с другим приятелем Виталием Бральни-ным на последние деньги накупили черного хлеба и в один присест умяли буханки, отвели душу. Однофамилец укатил в Горький, а он - в Астраханскую область. Так прошел год. "Ни о гулянках, ни о пьянках не думалось - и мысль такая не приходила". Жил скромно, "деньжаток" едва хватало, чтобы свести концы с концами, а ведь еще и на помощь родителям выкраивал ("Хоть двадцатку, да послать")...

Казалось, призыв в армию Анатолия не касался: квалифицированные кадры и тогда ценили. Тем более что этот вид транспорта относился к военни-зированному. Помимо диплома-звание: техник - младший лейтенант речного флота. Звучит! И всё равно вызвали Бральнина в военкомат. Долг родине отдал? Нет?! "Пиши рапорт в военное училище!" Либо на флот (а тогда там служили - подумать страшно! - пять лет), либо в летчики...

Он выбрал второе, хотя, признается, об авиации понятия никакого не имел. Так сказать, из двух зол меньшее выбрал... В Челябинском авиационном училище учился на штурмана дальней авиации. Недолго. За два года курс прошел. По ускоренной программе ("Бурно авиация развивалась!"). Самолет, который осваивать довелось, - Ту-4. Летающая крепость! Потом, позднее, на реактивном Ту-16 летал... В воздухе пахло холодной войной, которая запросто могла вылиться в настоящую, притом ядерную. На политзанятиях всё чаще указывали на потенциальных врагов - капиталистов-милитаристов. Впрочем, вскоре, в 1955-м, и авиации коснулось сокращение кадров, правда, они, военные, называли вещи своими именами: разгоном. Один полк расформировали, затем второй, в который перевели Бральнина... Народ служивый, понятно, негодовал: это ж подрыв обороноспособности страны! Но СССР таким образом показывал всему миру свое миролюбие.

Однако боевые задания по-прежнему выполнялись. Так, отдельная радиотехническая эскад-рилья, куда попал Анатолий Дмитриевич, осуществляла задачи вдоль турецкого берега: разведка, создание технических помех... Правда, недолго, поскольку и на этом подразделении командование поставило крест. Новое место службы - в боевом полку. Вот тут-то всё уже происходило на полном серьёзе. Режим обучения ужесточился. Ежедневно зачеты сдавали! Часто случались полеты с бомбометанием. От военных летчиков не скрывалось, что в крайнем случае их самолет могут оснастить шестнадцатью бомбами с атомными носителями... "Режим секретности - страшный!" - говорит Анатолий Дмитриевич. Еще бы! Представьте, за каждым экипажем закреплялась своя цель, по которой он должен был в "час икс" нанести удар, к примеру, по военным объектам Испании или ФРГ. "Постоянное учение, постоянное напряжение, нагрузки немаленькие"... Выдержал и это.

"Летали, летали, летали", -рассказывает и мимоходом о том, что заочно окончил институт инженеров гражданской авиации. Надо было! В общем, учился, учился, учился... Опыт пришел. В конце шестидесятых приказом главкома его привлекли к летно-испытательной работе, тем самым выделив из многих других хороших летчиков. Чем заниматься приходилось? "Короче говоря: всё, что летает, ползает, стреляет, бомбит, а также ракеты, связь - проходило через нас, летчиков, штурманов, радистов. По сути, их государственный научно-исследовательский испытательный институт давал последнее заключение: быть новому вооружению или не быть. Если оно не прошло здесь отбор - считай, всё пропало... Занимались разработкой и ударных ракетных комплексов на бомбардировочной авиации.

И хотя Анатолий Дмитриевич налетал на разных типах самолетов десятки и сотни часов, он и на земле потрудился немаленько. А главным своим "детищем" считаетТу- 22-М. Хорошая "штука" получилась! Да, хотелось, чтобы наши машины были неуязвимы со всех сторон. За ними, испытателями, стояли разные НИИ, конструкторы, разработчики, учитывающие, безусловно, достижения мировой авиации. Это они стремились, чтобы всё лучшее попало в их самолет. Скажем, для того, чтобы ПВО его не сбила, нужны определенные высота и скорость, бомбовая нагрузка и количество ракет... С кондачка ничего не возьмешь. Расчеты, расчеты... До технического проекта путь долгий. А затем -заседание макетной комиссии. Макет - натуральный самолет в деревянном исполнении. Снова тщательные разборки. Однажды к ним привезли едва уже передвигавшегося конструктора Туполева. И "дед", сидя на стульчике, что называется, внимал и слушал... Бральнина же одели в морской спасательный костюм: ну как там, обзор в кабине? Но этим дело не исчерпывалось. Техническая документация, отчеты о летных показателях новой машины и много еще чего доверено было Анатолию Дмитриевичу. До государственного акта о ее приемке понадобилось десять лет.

"Испытания, как правило, проходили совместно со специалистами КБ". Экономили. У американцев с этим делом попроще: изготовят с десяток самолетов и одновременно на одном испытывают вооружение, на другом - навигационные приборы, на третьем - двигатель... "А мы - страна бедная"...

Потом его перебросили в Астраханскую область, непосредственно на испытательный полигон. Там северянин тоже не бил баклуши. Занимался испытанием крылатых ракет. С полсотни пусков совершено при его участии. Еще один офицера-земляка вклад в обороноспособность государства.

Затем - новый поворот судьбы. Транспортная авиация. Ил-76, Ан-32, Ан-74, Ан-12, Ту-22, Ту-95, Як-28, Илы опять же... Спросите лучше, на чем Бральнин не летал. Всякое пережил. На волосок от смерти не раз бывал. Оттого и ранняя седина на висках. Но об этом рассказывать не любит. "Хорошие ребята гибли..." Бывало, нелепо. Впрочем, смерть всегда нелепа. Его беда обошла...

Как-то раз их самолет попал в грозу. Град лупил по обшивке нещадно. Ад! Не выкарабкаться! Приборы стали отказывать. Топлива едва-едва... Спасло самообладание. Пройти эту стену - и считай, в рубашке родился. Повезло - проскочили. А там - облака и поразительно яркие звезды.

"Только не надо делать из меня кумира", - спокойно произносит он. И говорит, что выполнял поставленные командованием задачи. Старался. На плохом счету не числился - верно... И хотя звание "Заслуженный штурман-испытатель СССР" давали нечасто и немногим (в год двум-трем), он его удостоился. Документы (указ и удостоверение), подписаны самим Брежневым... Полковник Бральнин был 96-м по счету... А еще у него есть орден Красной Звезды. И в его 70 с небольшим лет - более 80-ти выслуги... И 29 собственноручно испытанных самолетов и их модификаций... Кстати, 5 тысяч часов 47 минут проведено им в воздухе. 1 тысяча 920 часов - в сложных метеоусловиях, 1 тысяча 125 часов - ночные вылеты, из которых 515 - в непогодье. А всего было у него 648 вылетов. Вот такой послужной список.

Анатолий Дмитриевич не кичится этим. Обыкновенная биография. Он и сейчас занимается военными заказами. Сетует: получается, Россия сполна снабжает теми же тактическими ракетами чужие армии, а о своей не заботится. Вооружаются Индия, Алжир, Китай (этот особенно), но не мы... Разве нормально? 1-2 самолета в год поступает в авиацию. И это мощная держава?! Ему, кадровому военному, такой расклад вещей непонятен.

...Случалось, пролетая над нашими краями на транспортном самолете, он, если позволяла возможность, просил привернуть поближе к Виледи. И пытался разглядеть в иллюминатор Хри-стофорову Пустынь или поселок Черемуху, в котором жили его родители. Ориентир был хороший: огни Коряжмы...

Владимир НОГОВИЦЫН.



Трудовая Коряжма:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:
Материалы Агентства Р.И.М.

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя