Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  

Новости Архангельска
  

Трудовая Коряжма
2 апреля 2005 (36)
Евгения ХРЕНОВА

Почему нас так тянет к своим истокам?

Тяжело терять близких людей. Появляется гнетущее чувство одиночества и потерянности и хочется, как когда-то в лесу, крикнуть: "Папа-а-а!" Но в ответ уже никогда не услышишь его короткое "эй!". Остались только воспоминания и, как мы это называли, "мемуары": в небольшом блокнотике - история семьи, родословная, им составленная.

История эта начинается с тракта, который проходит сейчас на Ветлугу. Тот, старый, сворачивал в Белыиове на Варнавино и дальше - на Нижний Новгород. Тракт связывал Москву, Ярославль, Галич, Углич, Муром, Макарьев. В 1800 году на Макарьевскую ярмарку съезжались купцы и торговцы с ближайших городов и губерний. Не гнушались поучаствовать в ней и московские купцы. Когда выгорела Макарьевская ярмарка, перенесли ее в Нижний Новгород, с этой ярмаркой была знакома и заграница.

По родословной мой прапрадед Алексей - уроженец Вятской губернии (где-то недалеко от станции Свеча). Вот как описывает отец его и историю жизни других моих родных. "Мужики разузнали, что угол Нижегородской губернии и Костромской не тронут и почти не заселен людьми. Вот они и решили перекочевать с Вятки на эти земли и стать тут хозяевами. И двинулись три хозяина со своими семьями, скарбом, коровами и лошадьми в путь. С тракта была дорога на деревню Капраниха, чуть ниже, через реку Вол, был мост. Я помню еще оставшиеся сваи и поперечины, но в то время мост был большой и связывал все деревни этого угла земли с трактом. Алексей не остановился в Капранихе, а облюбовал место выше по реке.

Время их подгоняло, и они стали строиться на самом берегу реки, где была рыба, вода, лес и поляны нетронутые. Я слышал от деда Анисима: когда освоились - ловили рыбу, которой было очень много: за два часа на удочку налавливали с ведро. Избы строили по-черному, пахали, сеяли, чтобы прожить до следующего года. Думали о будущем, когда перевезут на облюбованные места своих родичей.

Потому как они поселились у заводи, народ из других деревень прозвал их "заводянами". Сеяли рожь, овес, ячмень, лен. Лен и одевал, и маслом снабжал, а льняные выжимки были с большой противень. Ребятня таскала их и ела с большой охотой, а если подсластить - чем не халва?!"

У прадеда Алексея было четыре сына: Петрован, Михаиле, Егор и Анисим. Когда они переехали, Анисиму было полтора года. На новом месте стали строить дома. Я помню их. Сами дома невысокие, но дворы и повети были большие, на телеге и санях можно было развернуться.

Когда прапрадед построил дом, вырос первый сын Петрован, и ему надо дом строить. Дальше - Егору, потом Михаилу. И всем были дома выстроены. А мой прадед Анисим остался жить с отцом. В новых домах уже были русские битые печи - их выбивали целиком из глины и обжигали, так как в то время кирпича не было.

К тому времени всё новые семьи ехали с Вятки, и стала деревня не просто Заводь, а Березовая заводь: очень уж много в ней было вековых берез, а белых грибов в роще - уйма. Люди селились еще с километр от того места, где первое время обосновался прадед. Но еще в войну 1941 -45 годов доходили письма с адресом "п/о Березовая заводь".

"В 1897 году проезжал по тракту фабрикант немец, у него был друг в Белышове, не купец и не помещик, а относился он к дворянству. Облюбовали они это место под картонную фабрику. У немца уже была бумажная фабрика на Волге в Балахне. Бумага шла на книги и газеты, но не хватало картона. Управляющим на строительстве был Бердни-ков. Завозили материал по реке с Унжи и Ветлуги. В это время уже были поезда, железная дорога проходила от фабрики в 45 километрах, она связывала Москву, Ярославль, Вятку, так что нужно было строить дорогу от фабрики до станции Шекшема. Вырубали лес, где болото, прокладывали гать и засыпали землей, землю подвозили на лошадях. Одновременно строили кирпичный завод, водяную мельницу, три моста через Вол: один с запрудой, где поддерживался уровень воды, в то время река была полноводная. По дороге на Шекшему были выстроены три кордона, там тоже поселились люди. Здесь можно было переночевать, поесть и лошадей покормить. Все, кому нужны были деньги, нанимались возить кипы картона на станцию, за каждый извоз платили хорошо и сразу.

Прадед Алексей с сыном Анисимом жили хорошо, урожаи были неплохие. Для себя держали двух лошадей, трех коров, овец, поросят. Когда подошло время жениться, Анисиму подобрали жену - Матрену. Жили дружно, промышляли мясом: скупали коров, до десятка, в холода резали и везли продавать. Ходили обозом лошадей 15-20 по тракту до Ярославля, Москвы, до Иванова. Везли мед, масло, мясо и всё, кто чем промышлял. Оттуда везли гостинцы: мануфактуру, от гвоздей и булавок-иголок до сахара. Сахар был головкой весом 5 килограммов, вроде трехлитровой банки, такая кристально-белая головка.

...Прадед Алексей и Анисим построили овин с ригой, где сушили снопы и молотили на зерно. Это был довольно тяжелый труд. В дальнейшем они купили в Москве конную молотилку, за неделю на ней управлялись со всем зерном, а еще купили веялку и соломорезку. Случайно попадет под мотовило камушек, и выскочат искры: пол в овине был глиняный, но как железо. В глину добавляли речной песок, эту массу укладывали и трамбовали ровно, как асфальт. Когда пол высохнет на солнце - прожигали: во всю длину раскладывали березовые костры. После прожигания от удара по полу топором летели искры.

Интересный был у них холодильник - яма с запущенным срубом 1,5x1,5. Зимой ее заливали водой, и делался лед. Летом туда клали мясо, масло, рыбу..., закрывали рогожей, поверх - соломой. Такой холодильник стоял до следующей зимы.

...Анисим овдовел на 50-м году. Дом был уже неважный, потому что крыт соломой, в непогоду крыша протекала. Была гроза -Матрена взяла кадку ведер на пять и поставила туда, где протекало. Гроза прошла, она хотела кадку вынести - воды в ней было ведра три, и надорвалась. Немного поболела и померла. Дед остался вдовцом, хотел жениться второй раз, но дети не дали согласия. А их было четверо: Петр, Клавдия, Анастасия и Татьяна. Вскоре при родах померла его дочь Татьяна Анисимовна Красовская. Красов-ский женился и уехал в Турань, а дети Клавдия, Александр, Полина и маленький Василий остались с дедом Анисимом и моим отцом Петром Анисимовичем. Он был уже женат на Надежде Семеновне (в девичестве Шубина). Они тоже были вятские. От станции Свеча приехали почти в одно время с прадедом.

Шубин Михаиле. У него было два сына - Дмитрий и Семен (это мой дед капрановский), а у Семена Михайловича было четыре сына и три дочери. Надежда была моей матерью.

Когда наша семья так внезапно увеличилась, у отца с матерью уже была дочь Анна Петровна. В дальнейшем у Петра Анисимовича народились семеро детей. До колхоза жили неплохо. Отец выстроил новый дом-пятистенок. В 30-м году пришлось со всем расстаться: в то время раскулачивали, а кто был против - выселяли. Образовали Заводянс-кий колхоз, куда были сданы две коровы, лошадь и вся упряжь, овин с ригой, молотилки с веялкой, амбар забрали и сделали из него магазин. В общем, оставили одну корову и детей.

Колхоз просуществовал три года, потом его соединили с Кап-рановским, но народ туда не пошел. Пошли работать на фабрику или кто куда. Отец в 1932 году поехал в Горький, там в то время началась стройка автомобильного завода. Туда уехали Александр Бусыгин, он был женат на Анастасии Анисимовне, сестре отца, и все ребята Кра-совские, кроме Полины (она осталась с дедом Анисимом в старом доме). В 1934 году приехал Александр Красовский в отпуск, разломали старый дом и перевезли на фабричную улицу (она только начинала строиться), построили из старого новый дом, который и стоит сейчас.

В1934 году отец Петр Анисимович с Бусыгиным приехали, собрали нас со всем, что можно было взять с собой, и повезли в Горький. В то время у матери был грудной ребенок - годовалый Александр. В1936 году родилась дочь Галина Петровна. На автозаводе жилось неважно, отец выучился на шофера, мать устроилась на завод сверловщицей, потом работала на строгальном станке, ходила по сменам. Ребят было уже пятеро. Было очень тяжело. Перед войной мать потянуло домой, на фабрику, и отец согласился. В 39-м приехали, дом новый был заколочен, дед Анисим за ним присматривал. Почти сразу отца взяли на финскую войну, после - в 41 -м - на Отечественную. Вернулся он в 46-м.

В1949 году меня взяли в армию. Служил четыре года, после армии через год женился. Взял в жены Басову Валентину Ивановну. В 1957 году мы уехали с фабрики, из п. Калинине Горьковской области в Коряжму, где и живем посей день.

...Дорогой ты наш прапрадед Алексей Иванович! Заложил ты корни в этих землях, и раскинулись ветви по всей России-матушке. Петровановы, Михайловы, Егоровы, Анисимовы - так их называли раньше: не по фамилии, а по имени хозяина. А я внук Анисимов - Селезнев Владимир Петрович".

...Вот и перевернута последняя страничка истории нашей семьи, написанной моим отцом. А читала ее я, Евгения, дочь Владимира, внучка Петрована. С неподдельным интересом читала. Ведь так мало мы знаем о своих корнях, о своей малой родине, с чего всё начиналось. Оттого и терзаемся вопросом: почему нас так неудержимо тянет к земле, в деревню, к своим истокам?



Трудовая Коряжма:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вилегодская газета
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесные новости
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК в Архангельске
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рек Тайм
Рыбак Севера
Север
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Холмогорская жизнь
Частная Газета