Архангельская лесная газета
29 ноября 2003 (42)
Инф.
Основной лесной закон
Предложенная в кодексе концентрация власти на федеральном уровне не вызовет у
субъектов Федерации интереса к рациональному использованию, охране, защите и
воспроизводству лесов, повышению их ресурсного и экологического потенциала.
В конечном итоге вопросы собственности на лесной фонд и разделение правомочий
между центром и регионами не являются главными. Главным будет экономический
механизм распределения средств от пользования лесным фондом между Российской
Федерацией и ее субъектами, который, очевидно, будет определяться бюджетным
законодательством.
Кодекс вводит оборот участков лесного фонда для индивидуального жилищного
строительства и строительства зданий и сооружений культурно-оздоровительного,
туристического и спортивного назначения на основе договоров купли-продажи. Такое
положение можно рассматривать как начало процесса приватизации государственного
лесного фонда, которое на данном этапе не окажет существенного влияния на лесные
отношения, не увеличит поступлений в государственную казну и имеет скорее
политическое, чем экономическое значение. Не считая замечаний, которые носят
исключительно эмоциональный характер (почему индивидуальное жилищное
строительство необходимо законодательно поддерживать не только на землях
поселений, но и на землях лесного фонда?), нет аргументированных выражений по
факту введения частичного оборота участков лесного фонда.
Процедуры предоставления участков лесного фонда для индивидуального жилищного
строительства, строительства зданий и сооружений культурно-оздоровительного,
туристического и спортивного назначения, в аренду и концессию имеют схожие черты
(ст. 28, 38, 46). Основная роль здесь отводится комиссиям.
На практике трудно осуществить положение, согласно которому ограничение и
приостановление прав пользования может быть установлено на основании решения
Правительства России или уполномоченного им федерального органа исполнительной
власти (ст. 51). Необходимо участие территориальных органов исполнительной
власти в области управления лесным фондом.
В кодексе реализован принцип платности за лесопользование, указаны виды платежей
пользования участками лесного фонда и земельными участками, занятыми лесами, из
земель, не входящих в лесной фонд. В связи с этим необходимо введение в кодекс
категории "государственный лесной доход". Это основная экономическая категория,
по которой можно судить об эффективности государственного управления лесами и
бюджетного финансирования.
Отсутствие предсказуемости решений государственных властей в области
лесопользования не повысит инвестиционной привлекательности лесопромышленного
сектора. Договоры аренды и концессионные соглашения участков лесного фонда
должны иметь стартовые сроки не менее 5-10 лет с возможностью их продления при
условии выполнения сторонами договорных обязательств без проведения повторных
торгов.
зультаты только в случае полного возмещения государством затрат по содержанию
своего имущества - лесного фонда - и жесткого контроля со стороны
государственной лесной охраны.
Пятилетняя практика действия Лесного кодекса (1997 г.) показала, что в основном
он может обеспечить правовое регулирование лесных отношений, хотя выявился ряд
недостатков, которые можно исправить путем принятия поправок и дополнений.
Целесообразнее готовить федеральный закон "О лесной политике", где должны быть
указаны стратегическое направление развития лесного сектора, цели, задачи,
принципы их осуществления на длительную перспективу, а затем переходить к
написанию федерального лесного закона как концентрированного выражения лесной
политики.
|