Архангельская лесная газета
18 декабря 2004 (68)
Инф.
Главные вопросы...
ОКОНЧАНИЕ. Начало в N 67
На недавно состоявшейся интернет-пресс-конференции руководитель Федерального
агентства лесного хозяйства Валерий Рощупкин ответил на злободневные вопросы,
касающиеся лесопромышленного комплекса России. Предлагаем вашему вниманию
наиболее интересные фрагменты этого брифинга.
...О госуправлении лесами
- Возглавляемое вами агентство ранее заявляло, что платежи за пользование
лесными ресурсами не покрывают затрат государства на лесное хозяйство. Будут ли
в 2005 году повышены тарифы на пользование лесом?
- Так мы никогда не говорили. Вообще лесной ресурс (таможенные пошлины,
налоговые и прочие) дает в экономику России 46 миллиардов рублей в год. А
затраты на содержание лесного хозяйства - 19 миллиардов в год. Поэтому это не
обуза для государства. И в целом лесной ресурс дает в экономику страны плюс, а
не минус. А вот когда речь идет непосредственно о лесном хозяйстве, о нашем
ведомстве, когда мы говорим, что отдаем дешевый ресурс на арендных, конкурсных
началах и федеральный бюджет получает, предположим, 4 миллиарда рублей, а
затраты наши больше в три - четыре раза, - конечно, здесь существует разница. Но
это не значит, что мы должны идти по пути слепого арифметического повышения цен
на лесную продукцию.
Я уже говорил, что наше преимущество в России - это количество, качество и в то
же время цена. Если мы будем идти по пути необдуманного повышения цены, это
может привести к непредсказуемым последствиям.
Поэтому мы предлагаем более осторожную систему работы с нашим лесным ресурсом.
Сегодня прибыль лучше получать не на непосредственной продаже, а при
переработке, на втором, третьем переделе. Но для этого, конечно, нужны другие
подходы.
- Как вы считаете, какую роль должно играть государство в управлении лесной
отраслью? Насколько эффективным является госуправление в настоящее время?
- Спор в мире идет всегда: что лучше - частник управляет или государство? Даже в
лесном хозяйстве, например, Финляндии основная доля частных лесов, и они
занимаются лесом неплохо. В то же время там существует государственная структура
управления. Где частнику невыгодно, в частности в северных районах, государство
ведет лесное хозяйство и занимается всеми необходимыми вопросами.
А в Канаде государственные леса. Там ведется государственная политика, и они
активно в этой части работают. В США несколько другая ситуация - доля частных
лесов выше. Но в то же время за последние 10 лет в Америке наметилась обратная
тенденция - из частного блока леса выкупают, и они передаются в ведение
государства. То есть развитые страны все-таки стараются с лесным ресурсом не
баловаться и не разбрасываться им.
В России лесной ресурс - это федеральная собственность, федеральное имущество.
Если собственник - государство, безусловно, диктат государства должен быть. Но
если государство будет применять старые формы и методы административного
управления, мы эффективно лес использовать не будем. Поэтому необходимо ввести
абсолютно другие подходы. То, что мы видим в нашем кодексе, - это аукционы,
более открытая справедливая форма, без подпольных, какие на конкурсах
существуют, дел. Второй блок - долгосрочная аренда. Введение таких рыночных
преимуществ - будет нашей главной задачей в этой области.
- Как можно определить границы частной собственности на лес и каков будет круг
субъектов?
- Вопросы частной собственности на леса выведены из Лесного кодекса. Там есть
единственная запись, что все вопросы будущих отношений, в том числе с частной
собственностью, с оборотом лесных ресурсов, земель, должны прописываться
отдельным законом. Поэтому все это находится за пределами Лесного кодекса, и
сегодня вопрос о частной собственности не стоит. Если он возникнет, то только в
рамках нового закона, о котором можно будет говорить тогда, когда он появится.
Но пока его никто не разрабатывает.
|