Пресса Архангельской области
 


Архангельская лесная газета
4 декабря 2004 (67)
Петр Кобычев.

Утром - деньги, вечером - шпалы

Железнодорожники бьют тревогу - им катастрофически не хватает шпал. Пути выхода из этой ситуации обсуждались на недавно состоявшейся встрече в Архангельском отделении Северной железной дороги.

В совещании участвовали представители департамента ЛПК области и местные производители шпальной продукции. Зам. начальника СЖД Александр Докукин не скрывал своей обеспокоенности: "Программа по обеспечению шпалами в этом году была провалена из-за нашей нерациональной политики, ориентированной на работу с сибирской шпалой. Она обходится гораздо дороже, чем местная - архангельская и вологодская, - из-за затрат на перевозку. Потребность железной дороги в следующем году - 1 миллион шпал, и уже сейчас необходимо думать, как ее закрыть".

Почему же в наш богатый лесными ресурсами регион шпалы везут из Иркутска и Брат- ска? Потому что местным производителям шпальной продукции просто невыгодно иметь дело с железнодорожниками. В первую очередь из-за низких цен, которые не покрывают за-трат предприятий на производство. Северная железная дорога теряет своих поставщиков. Закупочная цена, которую СЖД установила в 2004 году, составила 376,5 рубля на шпалы 1-го типа и 223,5 рубля - 2-го типа. И это при том, что себестоимость производства шпал гораздо выше их рентабельности.

Если сравнить число желающих обеспечивать потребность СЖД столь необходимой ей продукцией, то наблюдается такая тенденция: в 2002 году договоры на поставку были заключены с 11-ю шпалопроизводителями, в 2003-м - с шестью и в этом году - с четырьмя (ОАО ЛХК "Коношалес", ОАО "ЛХК "Вельсклес", ОАО "Шалакушалес" и Онежское УЛИУ). Если рассматривать конкретные предприятия, то, например, уже два года из-за низких цен ОАО "Устьялес" не заключает договоры с СЖД, хотя его производственные мощности составляют около 80 тысяч штук шпал.

Еще одна причина - изношенность оборудования для производства шпал, из-за которой в 2003 году закрыли свои цеха ОАО "Верхнелупьинский ЛПХ" и ОАО "Вельский ЛПХ". С другой стороны, на предприятиях области все-таки есть резервы для увеличения объемов производства и поставки шпалопродукции. По данным облстаткомитета, их производственные мощности составляют более 300 тысяч штук шпал.

Кроме того, у "лесников" было много претензий к СЖД по срокам оплаты поставленной продукции. Например, по итогам первого полугодия текущего года задолженность по оплате уже отгруженных шпал составляла 1340,4 тыс. рублей. И хотя сейчас все проплачено, несвоевременная работа с платежами отрицательно влияет на объемы производства и поставку шпал.

Итогом встречи стали конкретные предложения о повышении закупочных цен, об объемах производства, сроках и порядке оплаты поставок. Учитывая изменение цен на пиловочник, шпало-производители согласны продавать шпалы 1-го типа за 320 рублей, 2-го - за 270 рублей с НДС. Данное предложение в настоящее время рассматривается в Управлении Северной железной дороги. "Лесники" готовы к сотрудничеству, но только в том случае, если их пожелания будут приняты во внимание.

Раскрывая тему

В России шпала появилась в 1834 году, когда отец и сын Черепановы испытали изобретенный ими паровоз на построенной для этой цели железнодорожной ветке. Затем были попытки укладывать шпалы на специальные каменные лежаки.

На наших дорогах до недавних пор преобладали деревянные шпалы, у которых много ценных качеств: упругость, большой коэффициент трения и др. Деревянную шпалу можно использовать для рельсов с различной шириной, а также при уширении колеи на кривых участках. А с началом электрификации железных дорог было по достоинству оценено еще одно ее важнейшее качество - сопротивление электрическому току. К тому же сосновая шпала весит около 80 килограммов (железобетонная - 270), что облегчает ремонт пути. Но, увы, у нее был и остается главный недостаток - недолговечность. Срок службы первых шпал - еловых - был всего четыре года. Вскоре их заменили сосновыми, а с 1886 года стали пропитывать хлористым цинком. Известно, что для изготовления шпал на один километр пути требуется вырубить практически два гектара леса, причем 80 - 100-летних сосен, которых становится все меньше.

Железнодорожникам приходится выслушивать справедливые замечания от экологов. Шпалы, пропитанные креозотом, отравляют почву, а те, что отслужили свой век, зачастую не принимают на склады промышленных отходов. Совершенных технологий по их утилизации нет. По самым приблизительным подсчетам, на сети дорог их накопилось до трех миллионов тонн. Что же делать? Совсем отказаться от деревянных шпал? Это, как считают многие, пока нереально. Их эпоха еще не закончилась, и состояние пути долгие годы будет зависеть от их качества. Достаточно сказать, что на сегодняшний день 60 процентов колеи базируется на деревянных шпалах. Только к 2010 году их процент должен быть снижен до 40.



Архангельская лесная газета:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Новый Архангельск
Защита прав граждан
Вельская неделя



-->