|
Лесные новости
10 июня 2003 (10)
П. С. ВЕСЁЛЫЙ,
По каким зайцам стреляют в Архангельске
Облегчение труда на лесозаготовках и увеличение производительности -
главные задачи конструкторов лесных машин.
По мнению главного инженера Зеленоборского ЛПХ (филиал ООО
"Советсклеспром", Тюменская область) Алексея Панкратова, техника,
которая с конца 60-х годов поступала в лесную промышленность, изменилась
незначительно. "Проще сказать, у нас не техника создаётся для человека, а
человек рождается для техники".
По словам оператора сучкорезной машины ЛП-33 Юрия Орлова, "условия
работы на сучкорезной машине по сравнению с трактором получше - не
приходится, например, целыми днями скакать на машине через пни".
"Вот посадить бы на этот трактор конструктора, да покатать его хотя бы
день по пенькам! Выдержит или нет? Или при -40оС заставить его гайки
крутить. Например, чтобы сменить насос НШ-10, надо полтрактора
разобрать", - негодует оператор ЛТ-187 Фёдор Кондаков.
Ну как, господа, весёлая картина? Я далёк от мысли обвинять во всех
смертных грехах отраслевые машиностроительные заводы. Их хлеб не
сладок. Они оказались заложниками той системы, в которой рождались и
развивались. "По щучьему веленью" всё только в сказках делается.
- Создание принципиально новой отечественной лесной машины мы
начали в 1992-1993 годах с выявления нужд лесной отрасли, - рассказывает
заместитель главного конструктора ОАО "Специальное конструкторское
бюро машиностроения" Владимир Бывальцев. - Заводу было выгодно
осваивать этот вид конверсии, ведь именно в производстве тяжёлой техники
мы являемся профессионалами. Нами шаг за шагом были созданы
документация и первые опытные образцы бесчокерного трелёвочника МЛ-
107.
- Технические решения, которые мы применили в машине, позволяют с
полной ответственностью утверждать, что нами создана лучшая в мире
гусеничная лесозаготовительная база. У машины - мощный дизель,
великолепная трансмиссия, удачная компоновка, позволяющая разместить
любое технологическое оборудование. Эта машина позволит безболезненно
войти в такой сложный процесс, как лесная сертификация. В конечном итоге
лесозаготовители, обучившись работать, получат машину, которую ждали
много лет. Надо признать, что сегодня машина дороговата для
лесозаготовителей, но в дальнейшем её ждёт очень большое будущее.
"Как всегда, первые машины имеют недостатки, не по всем параметрам
удовлетворяют потребителей, - поддерживает тему генеральный директор
ОАО "Курганмашзавод" Валерий Дородный. - Для достижения
максимального результата машиностроителям и лесопромышленникам
необходимо работать вместе. Скажу откровенно: мы пришли в лесную
отрасль, чтобы создать качественно новую технику. Мы будем не только
продавать машины, но и поддерживать предприятия поставкой запчастей, а в
дальнейшем - организацией сервисных или технических центров. Машины,
которые мы уже выпустили, в целом понравились лесопромышленникам, но
они не без недостатков. И недостатки эти мы устраним только вместе с
представителями ЛПК".
Замечу г-ну Барачевскому (зав. сектором ОАО "Научдревпром-
ЦНИИМОД", статья "Новое в технологии лесозаготовок, или Как одним
выстрелом двух зайцев убить" в газете "Лесные новости" от 24.04.03 г.), я
был очень обрадован, что работа
лесопромышленной машины
МЛ-107 замечена. Пусть останется на совести автора незначительная
"инженерная" неточность - на МЛ-107 никогда не ставился манипулятор
МУ-80 ни с маленьким ("для пивных банок"), ни с большим захватом. И
никогда специалисты ОАО "Курганмашзавод" не предлагали г-ну В. П.
Булыгину ломать "устоявшуюся" в Сийском леспромхозе технологию.
Машина МЛ-107 - бесчокерный трелёвщик, и технология её использования
всем известна. А что касается производительности, то откуда ей взяться при
перетрелёвке вмерзшего в грунт леса на расстояние полутора километров,
буксировке лесовозов, подборе упавших с лесовозов пачек, грузоподъёмных
работах на ремонте дорог, подготовке погрузочных площадок? Одну машину
в леспромхозе вовсе использовали в качестве экскаватора, переоборудовав
грейферный захват.
Это лишь проектные цифры, которые нередко не "стыкуются" с
действительностью, поэтому очень важно мнение специалистов, работавших
с новой техникой.
- Машина МЛ-107 проста в управлении. Не нужно прикладывать больших
усилий для управления ею: джойстики, кнопки - оператор может работать
спокойно.
- Доработки в машине, конечно, нужны. Но впервые на отечественной
лесной машине стало комфортно работать. На ходовой части установлены
торсионы, что обеспечивает плавность и мягкость хода. В то же время, это
очень мощная, производительная машина, которая в одиночку успевает
стрелевать лес за валочной машиной.
3.02.03 г.- 131 кбм;
5.02.03 г.- 363 кбм;
2-я смена - 134 кбм;
12.02.03 г. - 460 кбм;
2-я смена - 112 кбм;
18.02.03 г. - 158 кбм;
21.02.03 г. - 238 кбм;
23.02.03 г. - 87 кбм;
27.02.03 г. - 1-я смена - 447 кбм,
Итого за февраль 5831 кбм.
Впрочем, есть и другой пример бездумного внедрения новой техники,
когда уважаемый директор ЛПХ в первый же месяц эксплуатации МЛ-107,
не дав людям освоиться, снизил расценки за 1 кбм стрелёванного леса в 10
раз, а норму посменной выработки поднял до 500 кбм. В итоге все операторы
шарахаются от машины как чёрт от ладана.
П. С. ВЕСЁЛЫЙ, директор Центра развития гражданской продукции ОАО "Курганмашзавод".
| |