Мирный град
16 июля 2003 (25)
Инф.
Космодром "Плесецк" - деловой партнер Архангельской области
О космодроме вспоминают, когда речь идет о ракетно-космической технике, об экологии, но никто никогда
не говорил о нем, как о надежном и постоянном инвесторе в экономику Архангельской области. Об этом
уместно говорить в эти дни, когда космодром отмечает 46-ю годовщину со дня своего образования.
Озеро Плесцы дало имя и историю Плесецкому району
В 1693 году по указу Петра ? через озеро Плесцы был проложен Северный почтовый тракт Москва -
Архангельск, по которому доставлялась почта из столицы в морской порт Архангельск. Именно через эту
станцию проходили указы и государственная почта. Именно это предназначение сделало никому ране
неизвестную станцию на озере Плесцы важным пересылочным пунктом. Кстати, почта из Москвы
доставлялась очень быстро - почти за неделю, благодаря хорошей организации пересылки по всему пути ее
следования.
В 1883 году император Александр ??I принял решение о строительстве железной дороги из Москвы в
Архангельск. Так появилась железнодорожная станция "Плесецкая", название которой было позаимствовано
от озера Плесцы, что неподалеку. Станция стала оживленно строиться. Вместе с ней стал развиваться
поселок лесников и железнодорожников. А около озера Плесцы был построен скипидарный завод,
продукцией переработки которого была канифоль, получаемая из сосновой смолы. Канифоль шла на
производство знаменитого петербургского мыла, которое поставлялось в царскую семью.
Ближний сосед - самый эффективный партнер
Можно с уверенность сказать, что поселок Плесецк, а потом и одноименный космодром всегда являли собой
не только зону стратегических, но и экономических интересов. Так отзывается о партнерстве с космодромом
"Плесецк" сегодня глава администрации Плесецкого района Валерий Харитонов:
- Учитывая перспективы, которые стоят перед космодромом, и характеризуя промышленный потенциал
Плесецкого района, можно сказать, что мы становимся не просто соседями, а деловыми партнерами. Наше
взаимодействие заключается в том, что значительная часть населения районного центра работает в
структурах космодрома, которые занимаются строительством площадок под перспективные ракетные
комплексы. Подоходный налог этих работников поступает в районный бюджет.
Савинский цементный завод и завод ЖБИ, щебеночный карьер в Североонежске поставляют свою
продукцию на стройки космодрома: в 2003 году на ЗАО "Карьер Северобазальт" космодром закупил щебня
на сумму больше 3 млн. рублей, на Савинском цементном заводе - продукции на 3.5 млн. рублей. Плесецкий
асфальтовый завод работает большей частью в интересах космодрома и Мирного. "Роснефть
Архангельскнефтепродукт" поставляет горючее для автомобильного парка. Савинское ДСУ осуществляет
перевозку строительных материалов. Совхоз "Федовский" обеспечивает военнослужащих картофелем,
молоком, мясом. Большая часть пассажиров, следующих через железнодорожную станцию Плесецкая -
жители Мирного, военнослужащие космодрома, их гости и родственники. Не случайно же после Архангельска,
наша станция является самой крупной в Архангельском отделении Северной железной дороги.
Считаю чрезвычайно важным общение офицеров с детьми в нашем детском доме и с учениками средней
школы, над которыми они шефствуют, так как никто кроме военнослужащих не сможет так преподать детям
уроки мужества и патриотического воспитания.
Уверен, что сотрудничество это будет расширяться, так как оно безусловно выгодно обеим сторонам:
космодрому не надо тратить государственные средства на дополнительные транспортные расходы для
закупки строительных материалов в других регионах страны, а мы получаем в районный бюджет стабильные
налоговые поступления от предприятий, сотрудничающих с космодромом.
От Скипидарного завода до взаимовыгодного сотрудничества
Но перспективы, которые реализуются на космодроме, представляют собой экономические интересы и для
всего региона. На фоне 60-процентной убыточности промышленных предприятий Архангельской области,
космодром остается уже 46 лет стабильно работающим государственным предприятием. Космодром - это
строительство стартовых комплексов, напоминающих по масштабу советские стройки, это 300 км
автомобильных дорог и 300 км железнодорожного полотна, это разветвленные системы электро-, тепло- и
водоснабжения. Космодром - это не только наукоемкое производство, но и обширная система обеспечения и
поддержания инженерных коммуникаций. Реконструкция стартового комплекса под ракету-носитель "Союз-
2", строительство стартового и технического комплексов под семейство ракет "Ангара" требуют особенно
сегодня постоянного сотрудничества с десятками предприятий Архангельской области.
За 2002 год космодром заплатил за использованную электроэнергию в Архэнерго за свои объекты и части,
расположенные в Северодвинске и Нарьян-Маре - больше 130 млн. рублей.
Особая статья расходов космодрома - это поддержание работоспособности коммунальных систем. Для
текущего ремонта в 2002 году потребовались кирпич, насосы, битум, расходные материалы, цемент, шифер,
которые закупались на предприятиях в Архангельске, Савинске и Новодвинске на общую сумму более 1,6
млн. рублей.
Для строительства стартовых и технических позиций для комплексов "Ангара", "Союз-2" и реконструкции
взлетно-посадочной полосы космодрома, способной принимать уже в скором будущем всю современную
авиационную технику, только в 2003 году управление инженерных работ закупало строительные материалы
на сумму более 20 млн. рублей в Новодвинске, Котласе, Северодвинске, Архангельске, Плесецке, Савинске и
Сероонежске.
В 2002 году космодром для мониторинга полей падения ОЧРН привлекал вертолеты и самолеты 2-го
Архангельского авиационного отряда, которые обошлись ему больше чем в 1,5 млн. рублей. Госпиталь и
военная поликлиника закупили медикаментов в областных фармацевтических предприятиях на сумму 800
тыс. рублей. Использование вагонного парка станции Плесецкая обошелся для военных железнодорожников
в 2 млн. рублей. Текущий ремонт подвижного состава в Няндомском депо - в 1млн. рублей, а ремонт
автомобильной техники в Северодвинске и Архангельске - в 120 тыс. рублей. Закупка овощей и молочных
продуктов на Архангельских и Вельских предприятиях для личного состава космодрома стоило для
Министерства обороны почти 12 млн. рублей. Многие предприятия области считают за честь сотрудничать с
космодромом как с государственной структурой. Но космодром всякий раз объявляет тендер на
сотрудничество, так как имеет право выбирать самые эффективно работающие предприятия.
В общей сложности космодром сотрудничает более чем с 30-ю промышленными предприятиями
Архангельской области, которые представляют все отрасли экономики региона: транспорт, связь,
энергоснабжение, машиностроение, производство продуктов питания. Трудно сказать, сколько налоговых
поступлений в бюджеты различного уровня платят партнеры космодрома. Можно лишь предположить, что это
огромная сумма, которая во много раз выше возможных компенсационных выплат населению за
использование полей падения ОЧРН.
Сегодняшнее сотрудничество с космодромом - это отложенная на завтра прибыль
По результатам презентации Архангельской области в Брюсселе в 2002 году, где были представлены в том
числе и двухметровые макеты ракет, космических аппаратов резко вырос товарооборот: со Швецией в
четыре с половиной раза, с Голландией в полтора раза.
Большие надежды от сотрудничества космодрома и области связаны со строительством газопровода
Вельск-Архангельск. Перенос большинства космических программ с Байконура в Плесецк, газификация
космодрома и Мирного находятся под контролем Президента страны. Это значит, что продолжение
строительства газопровода Вельск-Плесецк-Архангельск имеет теперь стратегическое значение.
В будущем обретет большую инвестиционную привлекательность расширение средств коммуникации в
Мирном и на космодроме, строительство дорог, прилегающих к космодрому, и современных гостиниц, так как
остро встанет вопрос о реализации перспективных программ в интересах иностранных заказчиков с участием
космодрома "Плесецк",
Космодром глубоко врос корнями в Архангельскую землю, что начинает приносить свои первые
экономически плоды, которые при мудром и рачительном подходе смогут превзойти самые смелые ожидания:
как никто не предвидел, что на месте скипидарного завода будут построены ракетно-космические комплексы
ХХI века.
Анна Потехина
|