Пресса Архангельской области
 


Мирный град
16 июля 2003 (25)
Инф.

Космодром "Плесецк" - деловой партнер Архангельской области

О космодроме вспоминают, когда речь идет о ракетно-космической технике, об экологии, но никто никогда не говорил о нем, как о надежном и постоянном инвесторе в экономику Архангельской области. Об этом уместно говорить в эти дни, когда космодром отмечает 46-ю годовщину со дня своего образования.

Озеро Плесцы дало имя и историю Плесецкому району

В 1693 году по указу Петра ? через озеро Плесцы был проложен Северный почтовый тракт Москва - Архангельск, по которому доставлялась почта из столицы в морской порт Архангельск. Именно через эту станцию проходили указы и государственная почта. Именно это предназначение сделало никому ране неизвестную станцию на озере Плесцы важным пересылочным пунктом. Кстати, почта из Москвы доставлялась очень быстро - почти за неделю, благодаря хорошей организации пересылки по всему пути ее следования.

В 1883 году император Александр ??I принял решение о строительстве железной дороги из Москвы в Архангельск. Так появилась железнодорожная станция "Плесецкая", название которой было позаимствовано от озера Плесцы, что неподалеку. Станция стала оживленно строиться. Вместе с ней стал развиваться поселок лесников и железнодорожников. А около озера Плесцы был построен скипидарный завод, продукцией переработки которого была канифоль, получаемая из сосновой смолы. Канифоль шла на производство знаменитого петербургского мыла, которое поставлялось в царскую семью.

Ближний сосед - самый эффективный партнер

Можно с уверенность сказать, что поселок Плесецк, а потом и одноименный космодром всегда являли собой не только зону стратегических, но и экономических интересов. Так отзывается о партнерстве с космодромом "Плесецк" сегодня глава администрации Плесецкого района Валерий Харитонов:

- Учитывая перспективы, которые стоят перед космодромом, и характеризуя промышленный потенциал Плесецкого района, можно сказать, что мы становимся не просто соседями, а деловыми партнерами. Наше взаимодействие заключается в том, что значительная часть населения районного центра работает в структурах космодрома, которые занимаются строительством площадок под перспективные ракетные комплексы. Подоходный налог этих работников поступает в районный бюджет.

Савинский цементный завод и завод ЖБИ, щебеночный карьер в Североонежске поставляют свою продукцию на стройки космодрома: в 2003 году на ЗАО "Карьер Северобазальт" космодром закупил щебня на сумму больше 3 млн. рублей, на Савинском цементном заводе - продукции на 3.5 млн. рублей. Плесецкий асфальтовый завод работает большей частью в интересах космодрома и Мирного. "Роснефть Архангельскнефтепродукт" поставляет горючее для автомобильного парка. Савинское ДСУ осуществляет перевозку строительных материалов. Совхоз "Федовский" обеспечивает военнослужащих картофелем, молоком, мясом. Большая часть пассажиров, следующих через железнодорожную станцию Плесецкая - жители Мирного, военнослужащие космодрома, их гости и родственники. Не случайно же после Архангельска, наша станция является самой крупной в Архангельском отделении Северной железной дороги.

Считаю чрезвычайно важным общение офицеров с детьми в нашем детском доме и с учениками средней школы, над которыми они шефствуют, так как никто кроме военнослужащих не сможет так преподать детям уроки мужества и патриотического воспитания.

Уверен, что сотрудничество это будет расширяться, так как оно безусловно выгодно обеим сторонам: космодрому не надо тратить государственные средства на дополнительные транспортные расходы для закупки строительных материалов в других регионах страны, а мы получаем в районный бюджет стабильные налоговые поступления от предприятий, сотрудничающих с космодромом.

От Скипидарного завода до взаимовыгодного сотрудничества

Но перспективы, которые реализуются на космодроме, представляют собой экономические интересы и для всего региона. На фоне 60-процентной убыточности промышленных предприятий Архангельской области, космодром остается уже 46 лет стабильно работающим государственным предприятием. Космодром - это строительство стартовых комплексов, напоминающих по масштабу советские стройки, это 300 км автомобильных дорог и 300 км железнодорожного полотна, это разветвленные системы электро-, тепло- и водоснабжения. Космодром - это не только наукоемкое производство, но и обширная система обеспечения и поддержания инженерных коммуникаций. Реконструкция стартового комплекса под ракету-носитель "Союз- 2", строительство стартового и технического комплексов под семейство ракет "Ангара" требуют особенно сегодня постоянного сотрудничества с десятками предприятий Архангельской области.

За 2002 год космодром заплатил за использованную электроэнергию в Архэнерго за свои объекты и части, расположенные в Северодвинске и Нарьян-Маре - больше 130 млн. рублей.

Особая статья расходов космодрома - это поддержание работоспособности коммунальных систем. Для текущего ремонта в 2002 году потребовались кирпич, насосы, битум, расходные материалы, цемент, шифер, которые закупались на предприятиях в Архангельске, Савинске и Новодвинске на общую сумму более 1,6 млн. рублей.

Для строительства стартовых и технических позиций для комплексов "Ангара", "Союз-2" и реконструкции взлетно-посадочной полосы космодрома, способной принимать уже в скором будущем всю современную авиационную технику, только в 2003 году управление инженерных работ закупало строительные материалы на сумму более 20 млн. рублей в Новодвинске, Котласе, Северодвинске, Архангельске, Плесецке, Савинске и Сероонежске.

В 2002 году космодром для мониторинга полей падения ОЧРН привлекал вертолеты и самолеты 2-го Архангельского авиационного отряда, которые обошлись ему больше чем в 1,5 млн. рублей. Госпиталь и военная поликлиника закупили медикаментов в областных фармацевтических предприятиях на сумму 800 тыс. рублей. Использование вагонного парка станции Плесецкая обошелся для военных железнодорожников в 2 млн. рублей. Текущий ремонт подвижного состава в Няндомском депо - в 1млн. рублей, а ремонт автомобильной техники в Северодвинске и Архангельске - в 120 тыс. рублей. Закупка овощей и молочных продуктов на Архангельских и Вельских предприятиях для личного состава космодрома стоило для Министерства обороны почти 12 млн. рублей. Многие предприятия области считают за честь сотрудничать с космодромом как с государственной структурой. Но космодром всякий раз объявляет тендер на сотрудничество, так как имеет право выбирать самые эффективно работающие предприятия.

В общей сложности космодром сотрудничает более чем с 30-ю промышленными предприятиями Архангельской области, которые представляют все отрасли экономики региона: транспорт, связь, энергоснабжение, машиностроение, производство продуктов питания. Трудно сказать, сколько налоговых поступлений в бюджеты различного уровня платят партнеры космодрома. Можно лишь предположить, что это огромная сумма, которая во много раз выше возможных компенсационных выплат населению за использование полей падения ОЧРН.

Сегодняшнее сотрудничество с космодромом - это отложенная на завтра прибыль

По результатам презентации Архангельской области в Брюсселе в 2002 году, где были представлены в том числе и двухметровые макеты ракет, космических аппаратов резко вырос товарооборот: со Швецией в четыре с половиной раза, с Голландией в полтора раза.

Большие надежды от сотрудничества космодрома и области связаны со строительством газопровода Вельск-Архангельск. Перенос большинства космических программ с Байконура в Плесецк, газификация космодрома и Мирного находятся под контролем Президента страны. Это значит, что продолжение строительства газопровода Вельск-Плесецк-Архангельск имеет теперь стратегическое значение.

В будущем обретет большую инвестиционную привлекательность расширение средств коммуникации в Мирном и на космодроме, строительство дорог, прилегающих к космодрому, и современных гостиниц, так как остро встанет вопрос о реализации перспективных программ в интересах иностранных заказчиков с участием космодрома "Плесецк",

Космодром глубоко врос корнями в Архангельскую землю, что начинает приносить свои первые экономически плоды, которые при мудром и рачительном подходе смогут превзойти самые смелые ожидания: как никто не предвидел, что на месте скипидарного завода будут построены ракетно-космические комплексы ХХI века.

Анна Потехина



Мирный град:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:
Материалы Агентства Р.И.М.

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя



-->