Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  

Новости Архангельска
news.region29.ru/lenta/2005/02/12/1108212900-2.shtml>Для обмена качественного товара чек не требуется

news.region29.ru/lenta/2005/02/12/1108212000-2.shtml>Примета отложила свадьбу на полгода

news.region29.ru/lenta/2005/02/12/1108211100-2.shtml>Сгущенка: три пишем, два в уме

news.region29.ru/lenta/2005/02/12/1108210200-2.shtml>Шейте обновы и "оживляйте" телевизоры

news.region29.ru/lenta/2005/02/12/1108209300-2.shtml>Пусть будут розы в вязаных "штанишках"!

news.region29.ru/lenta/2005/02/12/1108208400-2.shtml>Фондю для оптимистов

news.region29.ru/lenta/2005/02/12/1108207500-2.shtml>Самое дешевое жилье - на островах

news.region29.ru/lenta/2005/02/12/1108206600-2.shtml>Чтоб букет подольше простоял

  

МК в Архангельске
2 февраля 2005 (5)
Сергей ВАХРУШЕВ

Точка опоры

На самой окраине Архангельска, на Сульфате уже пять лет работает муниципальное учреждение "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Душа". Поначалу он назывался иначе - реабилитационный наркологический центр.

И хотя его функциональное назначение - помощь наркозависимым подросткам и детям, а также их социальная реабилитация - осталось прежним, вывеску сменили по чисто психологической причине. Очень уж непривлекательно и зловеще звучит это слово - наркологический, особенно применительно к детям.

Прежний наркологический статус настораживал и пугал не только самих воспитанников и родителей проблемных детей, не только школьных учителей, под опеку которых им все равно предстоит вернуться после курса реабилитации, но и местное население. Жители окрестных домов поначалу жутко волновались по поводу открытия по соседству учреждения для наркоманов. Дескать, "мало нам своих алкоголиков да шпаны, теперь со всего города повезут всякий сброд"! Возмущением дело не ограничилось. Были жалобы в администрацию округа, потом в центре стали бить стекла. Впрочем, волна неприятия скоро стихла. Ничего страшного от соседства с "проблемными" ребятами из "Души" не случилось. Возле своего центра они оборудовали спортплощадку, куда приходят и местные ребятишки, а кто-то из взрослых взял над ней шефство и зимой постоянно чистит площадку от снега. Помогают воспитанники и в уборке микрорайона. Населению польза, а у пацанов и девчонок - возможность заработать какие-то деньги.

Деревянное двухэтажное здание, выкрашенное в веселые голубые тона, в окружении невзрачных аварийных жилых домов сразу привлекает внимание. На окнах узорные стальные решетки, массивная железная дверь. Вахтер проверяет у посетителей документы и что-то записывает в журнал. Все строго, хотя учреждение открытого типа.

Позже директор центра "Душа" Марина Полянская объяснила: "Вообще-то мы на второй этаж, где живут наши подопечные, посторонних стараемся не пускать. А решетки и железная дверь появились не от хорошей жизни. Так мы решили себя защищать от тех, кто враждебно отнесся к строительству центра. Но сейчас, слава Богу, округ относится к нам хорошо, специалисты центра выступают в детских садах и школах, мы объяснили людям, почему и зачем мы здесь. А еще решетки затем, что дети бегут".

Почему бегут - это уже другой вопрос. Обычно бегут не отчего-то, а куда-то. Домой и бегут. Даже если там вечно пьяная мать и не всегда есть кусок хлеба.

Некоторые только здесь узнают, что такое белые простыни и не умеют пользоваться за обедом обычной вилкой. (Надо сказать, что кормят ребят отменно). А все-таки они тоскуют по дому, какие бы хорошие условия в центре не были созданы. Казенный дом он и есть казенный. По уставу учреждения сюда принимают детей и подростков в возрасте от 8 до 18 лет, употребляющих психотропные средства, токсические вещества, наркотики и алкоголь. Для всех, кто имеет эти проблемы, двери открыты.

Правда, есть одно обязательное условие - сначала лечение в специализированном стационаре (в Архангельске это детское и подростковое отделения психиатрической больницы N 1 в Талагах и 10 коек в бассейновой больнице им. Семашко), потом - девятимесячный курс реабилитации в центре. А еще необходимо непременное добровольное согласие самого ребенка. Без этого вернуть подростка к трезвой и здоровой жизни, как показала практика, невозможно.

Проблема детской наркомании, токсикомании и алкоголизма сейчас у всех на cлуху. Бьют тревогу и общественность, и средства массовой информации, и государство.

- Для нашего города я не могу ее поставить на первое место по сравнению с другими проблемами, но одно из ведущих мест она занимает, - говорит Марина Полянская.

- Хотя употребление наркотиков в чистом виде нашим детям не свойственно. Чаще употребляют токсические вещества (в частности, клей) и алкоголь, они более дешевые. На героин у детей, которые находятся в нашем учреждении, просто нет денег.

Как правило, в центр попадают подростки из неблагополучных семей. Чаще школьники 14-16 лет. Но за последние два года картина стала меняться. Привозят сюда и десятилетних. Появляются ребята, у которых внешне в семьях вроде бы все в порядке. Отпрыски вполне обеспеченных родителей, бизнесменов и руководителей весьма высокого уровня. Словом, сегодня группа риска представлена полным социальным срезом нашего общества. Однако в любом случае внутрисемейные отношения там тоже нарушены.

В игровой комнате на ковре копошатся три девчонки, на вид первоклашки. Ну, если и постарше, то не намного. "И эти тоже?!", - читает в моих глазах немой вопрос директор реабилитационного центра.

- К сожалению, да. Такова на сегодня тенденция - возраст детей все моложе, и число их растет. Места у нас редко пустуют (центр рассчитан на 20 стационарных мест, еще 8 человек находятся здесь на дневном пребывании - это так называемая группа риска). Если в первые годы у нас была одна девочка или две, то сейчас половина на половину. Над этим вопросом стоит задуматься.

- Марина Юрьевна, насколько эффективны методики, применяемые специалистами вашего центра, социальными работниками, психологами, педагогами?

- У нас есть отделение формирования здорового жизненного стиля, отделение социальной реабилитации и отделение анализа информации и методической работы. За пять лет накопилось столько информации, что теперь решили ее систематизировать. После курса реабилитации не употребляют 60-70 процентов детей и 10 процентов тех, кто имел только разовый срыв, то есть однократно употребили токсические или психотропные средства и алкоголь. По сравнению с другими подобными учреждениями России у нас достаточно высокие показатели.

Режим в этом доме с зарешеченными окнами достаточно строгий. День расписан почти по минутам. Школьные уроки сменяются занятиями с психологами, ребята ездят в бассейн, посещают культурные и спортивные мероприятия, занимаются в театральной студии (кстати, в прошлом году завоевали Гран-при в общегородском фестивале детских театров), посещают воскресную школу при местном приходе, ухаживают за лошадьми в школе конного спорта. Здешние психологи и социальные педагоги делают все, чтобы они обрели реальные, а не иллюзорные ценности жизни. Персонал реабилитационного центра "Душа" по преимуществу женщины. А воспитанники - конечно, не ангелы. Если что-то не так, могут послать к такой-то матери запросто. И все же справляются. Наверное, берут лаской и теплым словом, которых так не хватает в семье многим из этих детей. За годы существования центра отсюда еще никто не уволился, с кем начинала директор работать пять лет назад, с теми и продолжает трудиться. И отчего такое труднообъяснимое постоянство? Может, хорошая зарплата держит людей? Отнюдь! В школе педагоги зарабатывают больше.

- Просто наши сотрудники искренне любят свою работу и любят детей. А то, что наши детки не ангелы - что верно, то верно. Бывает, и дерутся между собой. Это же дети улиц. А нецензурная брань для них, как для нас обычная лексика.

Насте 14 лет. Выглядит старше. Во взгляде недетская сосредоточенность и серьезность. В центре находится с ноября. Все еще чувствуется некоторая настороженность в отношении незнакомых людей. Наверное, отсюда ее замкнутость и немногословность.

- Оказалась я здесь из-за того, что бродяжничала, пила, были проблемы с милицией. Все началось года два-три назад. Почему началось? Даже не знаю.

- Может, дома не все в порядке?

- Да нет, вроде бы все нормально. Скорее всего, друзья повлияли. Когда убегала из дома, у них и жила. Попав сюда, сначала всего боялась. С ребятами было сложно сойтись. Сейчас все нормально.

- Нравится в центре?

- Неплохо. Только здесь я задумалась о том, как прежде жила. Ничего хорошего в этом не было.

Настя с трудом идет на контакт. Чему удивляться, если даже с родителями, по большому счету, у нее не было доверительных отношений. Пятнадцатилетнего Колю здесь называют "наша звезда". Пожалуй, он самый талантливый участник театральной студии центра и самый активный. Здешние психологи пошли на эксперимент: выбирают себе помощников, так называемых консультантов, из числа самых перспективных ребят. Выходит, что Коля из "перспективных". Он - противоположность Насте. Открытый, общительный. Знает, чего хочет в жизни.

- Живу с мамой. Попал сюда, потому что "дышал". Ну, клей там, лаки всякие. Часто убегал из дома, воровал.

- И на учете в милиции, наверное, состоял?

- Конечно, от милиции меня и направили к наркологу. Положили сначала в больницу, а потом приехал сюда. Бросить "дышать" самому захотелось. Вообще-то смог бы и сам, но без лечения меня в школу не принимали. А здесь я и учился, и нашел в себе склонность выступать на сцене.

- Так ты и вправду "звезда"?

- Меня так потому называют, что я участвую в любых мероприятиях, которые проводятся в центре. Раньше я даже не знал, что это так интересно. Сейчас помогаю воспитателям в работе. Например, вожу детей на прогулку, если кто-то нервничает, психует, могу успокоить или слежу за порядком после отбоя.

- Наверное, была причина того, почему ты стал воровать, дышать клеем:

- Попал в плохую компанию, и были проблемы в семье. У нас квартиранты снимали комнату, они пьянствовали, били меня очень сильно. Поэтому и убегал из дома. Мама тогда тоже пила и ей было по кайфу, что квартиранты приносят водку. Сейчас мама не пьет, я тоже решил ничем таким не заниматься, а квартирантов тех посадили за что-то.

- У тебя есть мечта?

- Хочу быть военным, служить в ВДВ. Но сначала думаю профессию автослесаря получить в 31-м училище, потом пойду в армию и останусь на сверхсрочную службу.

- Чем тебе нравится здесь?

- До этого я нигде не видел добрых людей. В семье понятно - все любимые, все добрые. Из посторонних я таких не встречал.

Центр "Душа" живет исключительно на муниципальные деньги. Его годовой бюджет при нынешних ценах составляет весьма скромную цифру. Немногим более 4 миллионов рублей. Сюда входит и питание воспитанников, и коммунальные платежи, и зарплата сотрудников, и расходы на приобретение различного инвентаря. Не разбежишься. Однако педагоги не жалуются. Единственное, в чем сегодня действительно нуждается центр, в собственном транспорте и наделе земли.

- По программе "Дети России" мы получили минитрактор с бороной, и нам бы очень хотелось иметь земельный участок, где ребята могли бы выращивать свои овощи, - попросила отметить в статье Марина Полянская. - А еще очень нужен автобус. Мы постоянно куда-то вывозим детей, а в имеющийся восьмиместный "уазик" всех не посадишь.

Не бог весть, какие большие запросы. Найти для детей 10-20 соток земли в окрестностях областного центра, надо полагать, не такая уж большая проблема. И с транспортом при желании власти могли бы помочь. Тем более что существует областная целевая программа "Школьный автобус". Неважно, что центр - не школа, в конце концов, и там, и тут - дети.



МК в Архангельске:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:
Рейтинги упоминаемости


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вилегодская газета
Волна
Выбор народа
Горожанин
Губернский лабиринт
Двина
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Лесные новости
Маяк
Мирный град
МК в Архангельске
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рек Тайм
Рыбак Севера
Север
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Холмогорская жизнь
Частная Газета