Пресса Архангельской области
 


МК в Архангельске
18 марта 2009 (12)
Валерия СУХАНОВА, Иван ПРАВДИН

ТАМОЖНЯ ДАЕТ... ЗЛО

СЕГОДНЯ В НАШЕЙ РУБРИКЕ "ЖУРНАЛИСТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ" ВПОЛНЕ, ИЗВИНИТЕ, НО ДУРАЦКАЯ ИСТОРИЯ. ДЕЙСТВИЕ ПРОИСХОДИТ В АРХАНГЕЛЬСКЕ. ВРЕМЯ: НАШИ ДНИ.

Подходящей рыбы в наших магазинах мало. Та, что есть - либо дорогая, либо мороженая, либо, простите, "сорная". Хвалить рыболовную отрасль откровенно не за что. Причин этому много. Есть вполне объективные. Например: непомерно высокие цены на горючее, такие же налоги на вылов рыбы, дорогой ремонт старой техники и, самое главное, "кривой" путь рыбы к прилавку и торговые наценки. Итог печален. Такой источник ценного и диетического белкового питания, как море, для северян перекрыт высокими ценами. Это нынешняя реальность. Мясо, которое не надо выращивать, а просто ловить, зачастую дороже говядины. Было бы смешно, если бы не было так грустно.

Но недавно появилась одна причина, по которой действующее положение "рыбных" вещей может перемениться. Цены на морепродукты, выловленные нашим Тралфлотом, станут ...ещё выше. Этому изо всех сил, по моему мнению, желает поспособствовать наша, тоже, кстати, местная, таможня.

Итак, перед вами странная история, когда одно государственное учреждение мешает другому государственному учреждению обеспечивать нас с вами рыбой. Вы удивлены, что и такое бывает? А я предупреждал, что эта история не вполне нормальная.

Начну с начала. Любой человек знает, что, если моряк-рыбак находится в море, ему необходимо питаться примерно с такой же силой, как если бы он сидел на суше. Говорят, даже больше.... А ещё, если этот отважный человек в далёком от Родины море ловит, предположим, для нас с вами рыбу, то её надо как-то хранить. К примеру, в таре и в холодильнике.

Сразу отмечу, что эти познания открыты для всех и всем ясны, так как при запоминании не требуют большого объёма мозга и высокого уровня интеллекта. И вообще, эти "познания" даже в современном рыболовецком деле - аксиома. То есть - нечто, не требующее доказательств.

Не секрет и то, что в нашем, на мой взгляд, чрезмерно зарегулированном государственном правовом поле, все эти аксиомы тоже учтены. И, к примеру, если тот же Тралфлот отправляет рыбакам в далёко море припасы, в том числе категорически важные для жизни людей продукты питания, то весь этот процесс проходит не без участия таможни. Вернее, без участия этого уважаемого учреждения НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ПРОХОДИТЬ! Так уж придумал наш, несмотря на содержание некоторых законов, всё-таки (чёрт с ним - прим. Авт.) мудрый законодатель.

Здесь преамбула заканчивается, и начинается сама история.

Ненормальная история

Начнём с того, что 11 февраля этого года наш, ну, не совсем наш, конечно, но Архангельский траловый флот (ОАО АТФ) пишет заявление в тоже не совсем нашу, как я подозреваю, таможню с просьбой "разрешить вывоз через таможенную границу РФ" некоторых товаров. Пишут и о том, что данные товары являются "потребительскими припасами и необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации" судов "Горск" и "Новоазовск". Речь шла, в том числе, и о продуктах питания для экипажей.

После этого у Тралфлота возникают проблемы. С таможней.

Первая проблема с картонной тарой, которая предназначалась для готовой продукции, и тоже считается припасом. Оказывается, что к ним, как и к продуктам питания, необходимы фитосанитарные и карантинные сертификаты, которые ...то ли выдаются, то ли не выдаются. Так, Федеральная служба по ветнадзору и фитосаннадзору пишет 12февраля - "НЕ ВЫДАЮТСЯ". А 26 февраля, она же снова пишет, что "ВЫДАЮТСЯ". Только денег много надо платить и ждать тоже долго. То есть - моряки пока пожуют что-нибудь там..., а мы за рыбу больше будем платить.

Вторая проблема приключилась с фреоном для судовых морозильников под рыбу. Его тоже через границу нельзя стало так просто перевозить. Таможня вместо "добра", как бы это сказать, "зло" вдруг стала давать, вспоминая при этом какие-то нормативные акты чуть ли не от 2003 года (!?).

То есть, то ли раньше таможня всё подряд, что нельзя, пропускала. То ли Тралфлот впервые фреон и еду рыбакам повёз. Про это мы с вами пока ничего не знаем. И от этого, признаюсь, как-то легче живётся. Потому что история эта явно не рассчитана на нормальных людей.

Единственно, что мы с вами точно знаем, что от всего вышеперечисленного рыба в магазинах вкуснее не станет и дешевле - тем более.

Одним словом, таможня стала требовать от Трафлота то, что для того явилось полной неожиданностью. От этого и без того сложный (как утверждают рыбаки - прим. Авт.) процесс вылова рыбы грозит перейти в разряд совершенно невозможных. Вместе, повторюсь, с ценой на рыбку, которую с нас-то с вами точно и в любом случае сорвут.

Учитывая это, в данном случае, как бы это ни было странно, я - на стороне рыбаков АТФ. Очень не хотел бы, но как-то так получается.

Попробуем разобраться по существу вопроса, оставляя, однако, возможность высказаться и, простите, противной стороне, то есть уважаемой таможне.

А пока предоставим слово нашему экономическому обозревателю Валерию Житнухину:

- Данное положение дел свидетельствуют об угрозе нанесения экономического ущерба рыбодобывающим предприятиям Архангельской области. Это связано не только с отдельными недостатками в цикле таможенного оформления товаров, но и в том, что руководство Архангельской таможни СЗТУ не собирается вести диалог с теми, кто обеспечивает продуктами население. А это в условиях мирового финансового кризиса создает предпосылки дальнейшего развития негативных тенденций в отрасли. Скорее всего, именно поэтому большая часть оформительской нагрузки, а значит и местные таможенные пошлины, давно уже "уезжают" за границу архангельской территории. Это лес, нефть и так далее.

Циркулярная упёртость

Лично нам, журналистам, непонятно, почему таможня характеризует перемещение груза из одной части страны (Архангельск) в другую часть России (российское судно есть суть территория РФ) как международную перевозку.

Непонятно и то, почему припасы, не предназначенные для торговли, по мнению таможни, попадают в разряд торговых, да ещё и для внешнеторговой(!) деятельности.

А, главное, непонятно: почему мы - северяне, должны платить из своих весьма небольших бюджетов за циркулярную упёртость тех, кто и так давно и солидно сидит на нашей шее? Может, государевым людям из таможни пора сесть вместе с государевыми рыбаками за один стол и подумать, как сделать нашу ОБЩУЮ жизнь чуть полегче?

Непонятно, почему в Архангельской таможне ТОРМОЗЯТ такое важное дело, как обеспечение северян морепродуктами.

Почему, в конце концов, господа таможенники, вы блюдёте одни статьи Таможенного кодекса и игнорируете другие? Ведь в том же ТК РФ (ст. 280) специально оговорены правила перемещения морских судов, используемых для промысла водных биологических ресурсов. Данной статьей установлено оформление в упрощенном порядке морских судов, не осуществляющих международную перевозку. Отмечу особо - УПРОЩЁННЫЙ ПОРЯДОК. То есть это тоже порядок, которого вам так хочется.

Кроме этого, в отношениях рыбаков и таможни против простых северян работают почти все моменты, повышая и повышая цену на когда-то легко доступный морской товар. Здесь и проблемы с оформлением запчастей для ремонта судна в море с обязательными таможенными сборами,и доставка ГСМ. И отсутствие, в некоторых случаях, необходимого пограничного ветеринарного контроля, которого просто НЕТ на границе, но он остаётся в обязательных списках таможни.

Извините, уважаемый читатель, за некоторую сухость изложения. Но поверьте, что истинное положение вещей в этом рыбном конфликте куда как более жуткое. Особенно, если ситуацию начнут нам объяснять, к примеру, юристы.

Однако у нас с вами нет необходимых знаний для того, чтобы объяснить государевым чиновникам, как им необходимо действовать. Как-то наивно со стороны государства, но оно считает, что именно сами эти чиновники и должны находить проблемы и искать пути к их решению в нашу с вами пользу. Ан, не ищут. Не хотят. Хотя любому, простите, идиоту, понятно, что, если от твоей работы страдает огромная группа людей, то пора делать выводы. Либо работа не для тебя, либо ты просто что-то не понимаешь. Хочется думать в отношении наших уважаемых таможенников, что - второе. Тщательней надо, ребята...

Вот что говорит Валерий Житнухин:

"Сохранение отмеченных негативных аспектов в области таможенного оформления с учетом прогнозируемого увеличения объемов декларирования с 2009 года неизбежно будет приводить к значительным убыткам рыбодобывающих предприятий региона, что в условиях мирового финансового кризиса окажет существенное негативное влияние на их экономическую устойчивость и снизит конкурентоспособность отечественных переработчиков на мировом рынке рыбопродукции".

Как видим, экономист наш о государственном интересе всё печётся. Наверняка, руководители нашей таможни - тоже. Резонно. Только за циркулярами вашими о нас - простых людях, забывать нельзя. Не позволим.



МК в Архангельске:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:
Материалы Агентства Р.И.М.

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя