

 |
Моряна
29 января 2005 (5)
Николай Размыслов
Дороги жизни
В Приморском районе около 300 километров дорог. Много это или мало для нашей
островной, растянутой на запад и восток территории, - вопрос риторический.
Конечно, дорог не хватает. А ныне проблема коммуникаций продолжает подрывать
жизнедеятельность целого ряда населенных пунктов и предприятий даже зимой. Беда
в том, что нет прочного льда. "Шлагбаумы" для транспорта то здесь, то там
расставила погода.
По данным Главного управления МЧС России по Архангельской области, на реках и
внутренних водоемах области усиливается ледовое образование, действуют 45
ледовых переправ, однако лишь 10 из них имеют 10-тонную грузоподъемность.
Сразу оговоримся: речь пойдет о ледовых дорогах, а не о переправах. Переправа,
как правило, снабжена сторожевой будкой, освещением, шлагбаумом (пример -
маршрут Архангельск - Кегостров). У нас же территории, отрезанные водными
преградами от большой земли, соединяют именно ледовые дороги. Среди наиболее
крупных - Кирпичный - Вознесенье - Ластала (протяженность 7 километров),
Хорьково - Княжестрово (3 км), Хабарка - Пустошь (1,5 км). Кроме того, множество
деревень сообщается со своими сельскими администрациями путем небольших зимников
(от 100 до 300 метров).
Если же учесть, что в районе существует и три крупных зимника (Поморье - Нижняя
Золотица (около 100 км), Луда - Пертоминск (42 км), Лапоминка - Патракеевка (22
км)), то Приморье почти идеально подходит под древнюю формулу: "Где тонко, там и
рвется". Любая серьезная оттепель безжалостно кромсает территорию, не дает
нормально работать лесозаготовителям, препятствует чистке дорог тракторами,
мешает своевременному подвозу горючего и предметов первой необходимости в
отдаленные поселки.
Закономерно, что капризы нынешней зимы стали серьезной головной болью для
районной администрации, наряду с сельскими администрациями отвечающей за
содержание дорог. Проблема ведь не только в том, что объемы реально имеющихся
средств не соответствуют необходимым расходам, но и в том, что эффективное
освоение даже этих средств чрезвычайно затруднено. Характерный пример - мост
через реку Ижму. Его грузоподъемность не превышает трех тонн, что создает
немалые трудности как для лесозаготовителей, так и для остального населения. Тот
же уголь в Патракеевскую школу подвезти - большая сложность. В администрации
района неоднократно проводились совещания по ремонту моста, в которых принимали
участие представители "Дорстроймеханизации", ГАИ, Повракульской сельской
администрации. В результате было принято решение о строительстве нового
временного подвесного моста, который бы обеспечил перевозки в зимнее время.
Однако сумма в 1 миллион рублей, обозначенная в специально подготовленном
проекте, пока что для дорожников великовата. Поэтому в нынешнем сезоне решили
обойтись ледовой переправой, в организации которой приняли участие районная
администрация, "Дорстроймеханизация" и лесозаготовители. Но в дело вмешалась
зима - вернее, отсутствие оной. Лед гарантированно держит пешеходов, а транспорт
вынужден идти полупустым.
При этом удивительно, но факт: даже наш уникальный островной район поставлен в
такие условия, что статья расходов на содержание дорог не имеет в бюджете
твердого финансового обеспечения. Но забывать о дорогах нельзя. И деньги
находятся третий год кряду. Соответствующие лимиты - сколько средств можно
потратить - доводятся до каждой сельской администрации. В итоге неплохое
содержание дорог можно увидеть как на островах (Лявля, Вознесенье, Ластала), так
и на материке (Заостровская, Приморская сельские администрации). Хотя, несмотря
на равенство условий, есть факты и со знаком "минус" (Пустошинская
администрация). Остается надеяться, что и здесь ситуация стабилизируется. Тем
более, что по заверениям синоптиков, такая теплая зима, как нынешняя, вновь
ожидается очень нескоро.
|  |