|
Независимое обозрение - Архангельск
15 мая 2003 (10)
Валентина МУЗЫКИНА
Промзона как средство воспитания
Культурный проект можно создать и на свалке
Центр современного искусства АртАнгар на Соловках - явление неординарное. Кого-то он
привлекает и вдохновляет, кого-то шокирует и вызывает чувства неприятия и возмущения.
Но главное-то, что на острове деятельность активистов скандального центра незамеченной не
проходит.
Думаю, слово "скандальный" инициативную группу творческих работников АртАнгара не
обидит. Потому что цель существования этого центра - как раз привлечение внимания
зрителя нетрадиционными и даже эпатирующими способами, которые могут раздражать или
озадачивать, приводить в восторг или вызывать негодование. И что называется, факт имеет
место быть.
Огромный мрачноватый деревянный сарай на берегу моря возле причала - бывший
самолетный ангар постройки 1925 года. Для того времени - тоже символ современного
искусства, выполненный в стиле конструктивизма. Построенный в эпоху Соловецкого лагеря,
теперь ангар предстал в новом качестве - культурного центра. Месторасположение ангара -
край поселка, промышленная зона. Пароходная пристань, сушила для водорослей, склады,
большая свалка металлолома - удачное обрамление Центра современного искусства. Именно
то, что требуется и ценится представителями авангардных направлений всего мира. И для
пущего контраста - соседство с центром традиционной культуры - православным
монастырем. Впрочем, противостояния пока нет. Просто сосуществование в двух разных
плоскостях.
АртАнгар не противопоставляет себя всему традиционно соловецкому. Просто считает своей
миссией - найти пути гармоничного взаимодействия соловецкой культуры и разнообразных
течений современного искусства. Соловки - место уникальное в смысле и пространства, и
времени. Сочетание необычных природных ландшафтов, архитектуры, истории на маленьком
кусочке земли дает неограниченные возможности в творческих экспериментах современных
художников. О себе "ангарцы" говорят: "Нас объединяет не общее место проживания, что
характерно для крупных городских культурных центров, а прежде всего место культурного и
духовного паломничества, какими всегда были Соловки".
И действительно, Соловки - магнит, который, раз притянув к себе, уже никогда не
отпускает. Здесь собирается творческая интеллигенция из многих городов и даже стран.
Православные ищут духовное утешение в монастыре, "свободные художники" - в
"свободном полете". АртАнгар стал прекрасным пристанищем для прибывающих на
Соловки творческих личностей и коллективов различных неканонических направлений.
Центр активно организует выставки, презентации, арт-мастерские, семинары, лекции,
дискуссии, медиа-программы. Темы лектория - искусство, философия, религия, естественные
и точные науки. Киноклуб представляет современный видео-арт - экспериментальное кино.
Главным событием прошлого сезона стало открытие "зоопарка" на территории промсвалки.
Теперь еще одной достопримечательностью Соловков стала композиционная группа
исполинских фантастических существ, выполненных из металлолома. В "зоопарке" на берегу
Белого моря проживают Ящербелка, Пингвин, Слон-батон, Колозайчик, Таксозебра, Локатор,
Рыба-Тесак, Неопознанный Прыгающий Объект и другие. Авторами и исполнителями этих
авангардных гигантов стали соловецкие дети.
Они приняли участие в художественной утилизации промсвалки - символа постсоветской
бесхозяйственности. Все было сделано как надо: сначала эскизы фантазийных существ под
руководством опытных художников, потом - создание макетов из проволоки и цветного
скотча. Подъемный кран помог соорудить исполинов в задуманном масштабе. Рядом с
экзотическими обитателями "зоопарка" установлены бочки с надписью "для мусора", ведь то
железо, которое валяется под ногами, - не мусор, а художественный материал. Таким
образом, зона промсвалки становится функционирующей культурной зоной. Любой
желающий может испытать себя в роли скульптора, благо материала для этих целей на свалке
еще много.
Еще один из проектов, реализованных в АртАнгаре, - выставка петербуржца Петра Шевцова
"Аэропланы". 27 литографий и 30 деревянных панелей с изображениями самолетов разных
стран от периода первой мировой войны до 50-х годов. "Как любой нормальный мальчик, в
детстве я очень мечтал стать летчиком. Но случилось так, что я стал художником. Вместо
того чтобы водить самолеты, я их рисую", - рассказал Петр Шевцов. Выставка "Аэропланы"
тематически вписалась в контекст помещения АртАнгара. Кстати, демонстрация литографий
и картин сопровождалась записями рева двигателей различных самолетов.
Кузнец-реставратор и современный художник Евгений Шкаруба (он же куратор АртАнгара)
представил свою выставку, посвященную кованым дверям и ставням. Изделия из черного
металла выполнены для храмового комплекса Соловецкого кремля по аналогам ставен и
дверей XVI века.
Под эгидой АртАнгара прошла акция "Белушьи истории", которая включала в себя серию
лекций, дискуссий и видеофильмов о белухах в естественных и искусственных условиях
обитания, демонстрацию дрессированных полярных дельфинов, проживающих в одном из
заливов Белого моря, а также выставку рисунков, выполненных... белухами. Участники
акции слушали звуки белушьего пения (целые оригинальные композиции), рассказы
опытного водолаза, а также серьезные лекции сотрудника Российской академии наук В.С.
Баранова.
Кроме того, в Ангаре регулярно проходили концерты и встречи с интересными людьми -
такими, которые могут удивить своим небанальным взглядом на жизнь, необычными
творческими свершениями, оригинальными увлечениями.
Предстоящее лето, как ожидается, будет наполнено новыми экспериментами АртАнгара.
Валентина МУЗЫКИНА
| |