|
Независимый взгляд
31 марта 2004 (5)
Инф.
ЧИНОВНИКАМ НАДО ДОБАВИТЬ НА ЧЕСТНОСТЬ
26 марта первый замминистра экономического развития и торговли Михаил Дмитриев
рассказал о новой инициативе министерства. Она заключается в том, что
"чиновник должен доказать, что все доходы и имущество, которые он приобрел во
время прохождения госслужбы, он получил законным путем". Доказательство
полезности этого новшества, по мнению обозревателя "Ъ" НИКОЛАЯ ВАРДУЛЯ,
получилось, во-первых, неновым, во-вторых, неубедительным.
Получается, одним кнутом борьбу с коррупцией не выиграешь. Хотя Михаил
Дмитриев прав в одном: ссылка на презумпцию невиновности здесь не пройдет.
Ее уже нет при борьбе с отмыванием денег: достаточно попасть в список
операций, признанных подозрительными, и подозреваемый вынужден будет
отмываться самостоятельно, а вовсе не ждать, когда ему докажут его вину.
Логика господина Дмитриева в том, что из чиновничьей массы следует выделить тех,
кого можно назвать лицами, принимающими решения (ЛПР). Как это сделать, до сих
пор, правда, так и не решено. Известно, иной замначальника департамента готовит
решения куда более значимые, чем все остальное министерство. Зато с тем, что ЛПР
нужно резко повысить зарплату, согласны почти все. Одна из задач - приближение
их окладов к окладам менеджеров частных компаний, позиции которых близки к
соответствующим чиновникам на госслужбе. Здесь есть свои тонкости. Оклад
менеджера в частной фирме может выглядеть скромно, но в его доходы входят
проценты от заключенных при его участии сделок плюс возможности получения
кредитов на льготных условиях. Зато и у госслужащего есть скромные преимущества
- большая стабильность, получение жилплощади на льготных условиях (на это могут
рассчитывать только чиновники высшего ранга).
Конечно, новые доходы чиновников потребуют дополнительных бюджетных расходов,
их реформаторы оценивают в $1 млрд. в год, но считают, что лояльность и
эффективность чиновников того стоят. Получается, что административная реформа, как
и борьба с коррупцией,- дорогое занятие. Однако даже в переустройстве правительства
последовательность административной реформы вызывает вопросы. Если оставить в
стороне доходы чиновников, одной из ее главных задач (о которой говорили громче
всего) было разведение функций установления правил и надзора за их исполнением, что
также имеет непосредственное отношение к коррупции. На деле решение вышло
половинчатым: формально надзоры выведены из министерств в самостоятельные
органы, но тем не менее их подчинили все тем же министерствам. Так что коррупция
пока неплохо уживается с административной реформой.
| |