Независимый взгляд
23 марта 2005 (9)
Инф.
Конечная остановка - Варандей...
В страшной авиакатастрофе погибли двадцать восемь пермских нефтяников
ТАТЬЯНА ЛОПАТИНА, В НЕНЕЦКОМ автономном округе продолжается расследование
катастрофы самолета "Ан-24", который разбился на окраине поселка Варандей.
Двадцать восемь человек погибли. Двадцать четыре удалось спасти, девятнадцать из
них - нефтяники из Перми.
Варандей считается поселком нефтяников-вахтовиков. Находится он в аварийном
состоянии, и большинство местных жителей оттуда давным-давно уехали. Почты там
нет, а единственная связь - это рация у начальника экспедиции. Добраться до
поселка очень не просто: час-полтора лета, в зависимости от погоды, на
вертолете из Нарьян-Мара.
В прошлую среду в поселке ждали нефтяников из Перми, которые должны были
прилететь рейсом Пермь -Усинск - Варандей. Варандей для многих действительно
стал конечной остановкой...
Самолет упал на окраине поселка, так что первую помощь оставшимся в живых
оказали простые жители, а уже через час в Варандее были спасатели и врачи из
Нарьян-Мара.
Спасатели
В архангельскую службу спасения сначала поступил сигнал о том, что самолет "АН-
24" пропал с отметок радаров. Операторы связи срочно связались с Нарьян-Маром
для уточнения информации. Подтвердилось. От Архангельска до Варандея два с
половиной - три часа лета. Срочно для всех, кто был свободен от несения
дежурства, объявлена команда "сбор".
Среди личного состава были те, кто работал
в 2000-м на авиакатастрофе под Катунино. Сборы спасателей заняли всего полчаса.
Для оказания помощи к ним присоединились врачи из Центра медицины катастроф. Уже
в полете выяснилось, что Варандею помощь не нужна, всех пострадавших успели
вывезти, и самолет повернул в Нарьян-Мар.
Затем архангельские спасатели разделились на две группы: одна работала в
больнице - разгружала медикаменты, которые привезли из Архангельска, вторая
помогала на взлетной полосе разгружать борта.
- Чтобы не отвлекать врачей, - объясняет руководитель Архангельской службы
спасения Игорь Поливанный, - всю физическую работу выполняли спасатели.
Пострадавшие
Сейчас пострадавшие рассказывают, что все произошло слишком быстро: никто не
успел ничего осознать. Один мужчина вспоминает, что тогда удивился, почему
самолет уже так долго летит на очень низкой высоте, а не плавно заходит на
посадку...
- Я сидел в хвосте самолета, это меня и спасло,- рассказал "Коммерсанту"
дизелист Павел Павлов.-Все произошло настолько быстро, что опомниться никто не
успел. Самолет, конечно, прилично покачивало, но о плохом никто не думал. Нас
попросили пристегнуть ремни, так как пошли на посадку. Я потом здорово пожалел,
что пристегнулся. При ударе о землю ремень заклинило, и я долго не мог его
расстегнуть.
Чувствую, по мне уже несколько человек прошли, а я все сижу
прицепленный. Слева по борту, как раз со стороны наших кресел, образовалась
большая трещина. И люди, не дожидаясь, пока откроют дверь самолета, полезли
туда. Кажется, я вышел одним из последних, но в дверь или в эту трещину - не
помню. Единственное, что отчетливо запомнилось: со стороны передних рядов по
потолку резко пошел дым.
- Два года уже летаем,- включился в разговор дизелист Вадим Галеев,- раньше нас
архангельская компания перевозила. А эта чья, не знаем. Но экипаж вроде бы из
Новосибирска. По крайней мере, стюардесса наша - Мария. Мы ее вчера навещали.
Она повредила позвоночник. Во время падения бортпроводница сидела на откидном
стульчике у двери... Когда самолет зацепился шасси за кучу песка, произошло
падение. Сильный удар.
Повыбивало стекла. Вскоре во что-то врезались, потом
увидел - в другую кучу песка. Со стороны кабины пилотов возникло пламя. Оно
продвигалось очень быстро. Самолет вспыхнул, словно спичечный коробок. Ветер дул
в нос лайнеру.
Возник эффект трубы, пламя стало втягивать внутрь салона. Те, кто
сидел на первых рядах, погибли практически в считанные минуты. Мы успели
покинуть самолет до того, как огонь до нас добрался. Дверь, помню, заклинило.
Навалились на нее все, кто были на последних рядах. Выбрались сами, а потом
людей спасти из пожара пытались...
Шансы
Как объяснил нашей газете Игорь Поливанный, самолет шел с посадочной скоростью.
Высота полета тоже была невысокой - это и дало такому количеству людей шанс
выжить. При падении вырвало заднюю дверь - тоже путь для эвакуации. Свою роль
сыграло и то, что отвалилась хвостовая часть. Если бы она осталась целой, то
пожар бы охватил весь корпус, и тогда вряд ли кто-нибудь выжил...
Теперь выяснять причину авиакатастрофы будут специалисты Межгосударственного
авиационного комитета. Версий произошедшего три: техническая неисправность,
ошибка пилота и плохая погода. А пока пострадавшим из Перми нужно сесть в такой
же самолет, чтобы добраться домой...
|