Пинежье
25 февраля 2005 (8)
Ольга БОТОЛИНА
К 85-летию Федора Абрамова
По пути знаменитого земляка
"...На память о Федоре Абрамове и о встречах в Петербурге в 1995 и 2001 годах.
Большое спасибо за все, что Вы делаете для ознакомления молодого поколения с
жизнью и творчеством Федора Абрамова. Успеха Вам!". Эту дорогую для меня надпись
оставила на книге "Земля Федора Абрамова" в одну из наших встреч вдова писателя
Людмила Владимировна Крутикова-Абрамова.
За что такая честь?
Во-первых, нас с автором связывает Север, малая родина Пинежье, учеба в ЛГУ,
филфак. Я отметила однажды: иду по пути знаменитого земляка. Незримо он всегда
рядом. Ведет меня? Но почему? Не потому ли, что у нас так схожи дарованные
Пинежской землей нравственные устои, "невыделанный" характер. Тяготение к
изучению и сохранению северных народных традиций, памятников старины, местного
говора:
Деревня - дом, родина, Россия для писателя слова-синонимы. Болит душа его за
разор родной земли, за "измельчание характера". За то, что бежит из деревень
молодежь, а без нее - нет будущего у села. В одну из поездок на Пинежье я
попыталась обрисовать картину родной деревни Пиринеми, что всего в 50 километрах
от Верколы. К сожалению, большинство из них "на одно лицо".
Деревня, что с тобою стало?
Ты жить устала?
Поля твои не паханы, сироты.
Луга бедны и скудны огороды.
Стада в лугах заметно поредели:
Деревня, это ты ли, в самом деле?!
Закрыты ставни. Выкорчеван лес.
...А как когда-то людно было здесь!
Во-вторых, учеба на филфаке ЛГУ, где некогда учился писатель, а затем руководил
кафедрой советской литературы. "Я ведь тоже начинал "с учености", - рассказывает
Федор Александрович в одном из своих писем, адресованных Е.Ф. Чернушенко в г.
Киев. - Кончал аспирантуру, был доцентом и шесть лет заведовал кафедрой
советской литературы в Ленинградском университете".
В-третьих, сформулированная на кафедре советской литературы тема моей
четырехлетней, кропотливой исследовательской работы называется "Проблематика и
поэтика произведений Федора Абрамова". Ну и, конечно, обещание Л.В. Крутиковой,
по возможности, в Северодвинске проводить творческие литературные встречи,
участвовать в презентациях книг северного писателя, расширять читательскую
публику.
Это, пожалуй, прибавило мне смелости нести абрамовское слово "в люди" через
выступления с собственной программой в библиотеках, школах... Вот и удосужилась
чести быть вхожей в дом писателя.
Словно на Пинежье побывала
Нет, не расставался Федор Александрович с родной землей ни в мыслях, ни наяву.
Предметы пинежского быта (туеса, веретена, тканые пояса:) уютно уместились на
одной из полок рабочего кабинета, дружески соседствуя с подаренными со всего
мира сувенирами и книгами. На стене, рядом со столом писателя, портрет "вещей
старушки" Махоньки - пинежской "былинной и скоморошной" сказительницы Марии
Кривополеновой, которая родилась 31 марта 1843 года в деревне Усть-Ежуге, жила,
в основном, в Шотогорке и Веегоре, умерла в феврале 1924-го "с застывшей на
устах песней, запнувшись на каком-то слове". И похоронена в Чаколе. Будучи
студенткой, записала я воспоминания местной певуньи и говоруньи Марии Зиновеевны
Заховой о том времени, его особенностях, о тяжелой жизни, о судьбах людских.
Сохранилась уникальная запись фольклорного исполнения песен и данные о том, что
пересекались судьбы двух Марий. Как "рассыпала прекрасный северный словесный
жемчуг" Махонька, которому впоследствии рукоплескала первопрестольная. "Помнила
она за всю Россию", - скажет о ней "московка", языковед О. Озаровская. А на
днях, перебирая деловые бумаги, я наткнулась на конспект урока по литературе
одной из учащихся педагогического колледжа. Тема его "Жила-была бабушка Марья
Дмитриевна Кривополенова", а цель занятия - обогатить знания учащихся о жизни
сказительницы, воспитывать любовь к творчеству М. Кривополеновой, к людям, ко
всему окружающему миру через ее произведения". Ни больше, ни меньше! Моим
предметом была "Методика преподавания русского языка в школе", и я принципиально
не ставила этой девушке "зачет". И только сейчас, спустя годы поняла, как дорога
мне ее работа. Да еще (опять же вопреки требованиям оформления!) с надписью
"Конспект по внеклассной литературе. На долгую память Ольге Николаевне Ботолиной
от студентки 22 группы Оксаны Житовой. 21 мая, 1996-97 учебный год".
Действительно, на долгую... Да и девушка эта оказалась пинежанкой!
Различной же утвари четырех-пяти поколений нашего рода нашлось местечко и в моей
городской квартире. Этими "даровыми находками" я особенно дорожу. Надо же - и
тут сходство! - подумалось тогда, в Петербурге.
Повеяло Пинежьем родным, захотелось домой, в тихий заповедный край с запахом
"невидимой в лесу земляники", где "дрожат березовые веники в предутреннем
морозе"... Хотя из-за Невы в это время заманчиво заглядывал в окно просторного
рабочего кабинета писателя величавый Эрмитаж. Я душой поняла, как тянуло
Абрамова на любимый веркольский угор. "Соскучился по Пинеге, как малый ребенок",
- очередное откровение пинежанина.
Пинежье мое, Пинежье!
Позднее "Прости"
Примешь ли?
Я, твоей землею взращенная,
Чувствую -
Живу непрощенною.
В городе живу,
Верую,
Что простишь меня,
Беглую.
Город, хоть и город, -
Не сахар.
Не пригрел
Залетную птаху.
Между двух огней -
Холодно.
Где моя теперь
Родина?
Дом мой - здесь.
А сердце -
На Пинежье.
Веришь ли?
Простишь ли?
Услышишь ли?
"А насчет нашего греха перед деревней... Есть грех, но не в том, что мы уехали
из нее (мы уехали на благо деревне), а в том, что мы с вами плохие граждане...
(Ф. Абрамов)".
Мужик как мужик
Помню, надо было срочно в Верколу - поработать в архиве музея Ф. Абрамова.
Выхожу из дома (было лето, я навестила родителей в деревне) и - бегом на
аэродром, тогда еще летали по району "АНнушки", 12-местные самолетики "АН-2".
Навстречу с бидоном молока отец из магазина. "Ты куда это, дочка?" - с улыбкой.
"В Верколу, папа, дня на два, - отвечаю. - В музей Абрамова". Отец задумался,
закурил и вдруг выпалил: "И чего в этом Абрамове особенного? Мужик как мужик".
Может, потому у могилы писателя сложились строки:
Он не гордился званием ученым -
Был с земляками, как простой мужик.
Писал не чьим-то языком мудреным -
Родной увековечивал язык.
И, поднимая острые проблемы,
Он перемен предвидел маяки.
Но как же поздно осознали все мы,
Кого не стало рядом, земляки!
Вспомнилось абрамовское: "Какие песни будут петь о нас? И будут ли?".
"Я жадный на людей"
Проблема человека, его гражданской позиции, нравственного достоинства - главная
в творчестве писателя. В искреннем разговоре о сложной сельской реальности, ее
заботах, конфликтах, о времени и его влиянии на жизнь современной ему деревни, о
человеческих отношениях, главной задачей сам автор считал "будить в человеке
человека". Сохранение духовного начала, ответственности перед собой и людьми,
перед родной землей - светлая надежда художника.
Ольга БОТОЛИНА.
г. Северодвинск.
|