Пресса Архангельской области
 
70511075 70511075 70511075 -->


Правда Севера
23 февраля 2002 (38)
Доильницына, Татьяна СУХАНОВСКАЯ

Люди выжили в катастрофе под Лахтой

Вечером в пятницу в Лахте, заходя на посадку, упал военный самолет АН-26, летевший по маршруту: Североморск - Кипелово - Архангельск. Это крупнейшая катастрофа у нас в области за последние 20 лет.

Когда борт пропал с радаров, военные тут же организовали поиски. Уже через полтора часа спецгруппа лыжников и вертолет обнаружили место катастрофы. Оперативность спасла жизнь трем пассажирам. Если б помощь не оказалась такой скорой, раненые истекли бы кровью и замерзли. Юрия Коледова, который остался невредим, из металлического плена вытаскивали не один час.

По колее, прорытой и утрамбованной спасательными "Буранами", мы добирались от взлетно-посадочной полосы до места трагедии всего 20 минут. Для самолета - пустяк, а не расстояние. Но именно эти метры в секунду оказались для военного борта непреодолимыми. Что стало причиной: стихия, человеческий фактор, техника, - предстоит выяснить военной прокуратуре. Черные ящики направлены на расшифровку, специалисты изучают квадрат падения и саму машину.

Правда, машины уже нет. Только отколовшийся хвост слепо таращится в сторону аэродрома да изломанное крыло торчит ниоткуда. Все остальное - просто бесформенный ком разноцветного искалеченного металла. Содранная обшивка похожа на помятую фольгу от шоколадки. На самолетных останках висят огромные ветки. АН-26 развернут так, как будто неведомая сила в полете отбросила его обратно, на близлежащий лес.

По снегу разбросаны обувь, одежда, часы, детские комиксы... Кроме военных на борту были жена и дочь одного из офицеров катунинского гарнизона. Семнадцать человек, из двадцати летевших, погибли. Их извлекали из металла и вывозили на "Буранах" до трех ночи. Вначале, в надежде отыскать живых, спасатели ломали металл буквально голыми руками. Специальный гидравлический инструмент привезли значительно позже.

Рядом с погибшим самолетом развернут спецлагерь, поставлена военная палатка, вырыто в снегу место для "столовой", там кострище и нечто, напоминающее лавки. Налажена связь и освещение. Снегоходы с прицепами снуют от лагеря к взлетно-посадочной, и обратно. Военные работают над выяснением причин. О версиях молчат. Относительно падения удалось услышать лишь одно высказывание профессионала.

- Ведь по курсу же практически летел! - сокрушенно развел руками прибывший с нами офицер.

По курсу-то по курсу. Только погода для перелетов, судя по сшибающему с ног ветру, в четверг была не очень неподходящей. И вечерняя темень не способствовала. И экипаж североморский, а не катунинский, для которого лахтинская полоса - родная. И выживший летчик (второй пилот), говорят, объяснял спасавшим его людям, что его яко бы заменили, потому он и оказался не в кабине, а в салоне.

Как нам удалось выяснить, подмена второго пилота, событие, не из ряда вон выходящее. Из-за недостатка горючего ВВС не балует себя лишними тренировочными полетами. Поэтому работу командира корабля в сложных метеоусловиях вполне мог контролировать проверяющий, который садится обычно именно на место второго пилота. В сложных метеоусловиях могло возникнуть и решение о замене второго пилота более опытным.

Версий того, почему АН-26, сбрив верхушки леса, рухнул в секундах от посадочной полосы, напрашивается немало. Но правильной признают только одну, которую, завершив работу, выскажет военная прокуратура.

Общий сбор поисковиков-спасателей объявили почти через три часа после катастрофы

После того, как в 20 часов 44 минут Ан-26 пропал с радаров, к месту трагедии в Лахту выехала оперативная группа Областной службы спасения, на поиски ушел вертолет, военные отправились искать самолет на лыжах и буранах. Но, как известно, у нас в городе базируется еще и областная поисково-спасательная служба, непосредственно подчиняющаяся МЧС. Главное ее назначение - спасение и эвакуация людей во время стихийных бедствий, катастроф, массовых аварий. Именно в их распоряжении находится тяжелая техника, бураны, гидравлическое оборудование, переносная электростанция - все то, что в первую очередь нужно для спасения людей.

Только в 21 час 30 минут поисковикам сообщили, что от них требуются буран, сани, гидравлическая техника и трое людей. После этого первая группа выехала в Лахту. Только в половине двенадцатого ночи из управления по делам ГО и ЧС области пришло распоряжение объявить сигнал-сбор поисковиков-спасателей, отправить группу и дополнительную технику к месту падения Ан-26... В 0 часов 40 минут вся необходимая техника и люди были отправлены в Лахту. Напомним, с момента катастрофы Ан-26 к тому времени уже прошло 4 часа. Кстати, двое из тех поисковиков, что до самого утра работали на месте катастрофы, несколько лет назад точно также в морозный день разбирали обломки упавшего под Вельском МиГа.

До того, как поисково-спасательная служба привезла к месту катастрофы переносную электростанцию, спасатели и военные работали с фонарями, а в носовую часть без гидравлики проникнуть было очень сложно. Почему оперативные службы сработали не совсем оперативно? Сколько драгоценного времени было потеряно, и могли ли эти упущенные минуты, часы сыграть существенную роль в спасении людей? Наверное, ответить на этот вопрос, пока все не выйдут из шока, не разберутся, что да к чему, невозможно.

По сложившейся практике оперативная группа дежурит круглосуточно лишь в Службе спасения, ночью она прибывает на место происшествия, и только при необходимости задействовать технику и дополнительные силы принято вызывать тяжелогруженых поисковиков. Но неужели пропавший с радаров при посадке самолет не является поводом для того, чтобы управление по делам ГО и ЧС объявило общий сбор и незамедлительно дало распоряжение отправить машины, бураны, гидравлику, закаленных в работе на подобных катастрофах людей к месту происшествия?

********

Погода была против полетов

Как сообщили архангельские метеорологи, вчера штормовой ветер со снегом гулял почти по всей области . Так, в Яренске его порывы достигали 20 метров в секунду, в Шенкурске - 15, в Котласе и Северодвинске - 16, в Архангельске - 12-14 метров в секунду. Причина - глубокий северо-западный циклон. Пик штормового ветра метеорологи зафиксировали примерно в то время, когда упал самолет. Но уже через несколько часов ветер стих, а спасателям при работе помогала яркая луна...

**************

Двоих пассажиров Ан-26 спас случай

По нашим данным, на упавшем в четверг самолете вместе с остальными пассажирами должны были лететь еще двое, но по каким-то организационным причинам не полетели. Мужики в шоке - словно второй раз родились...

**************

Транспортный самолет АН-26 предназначен для перевозки и десантирования грузов на линиях малой и средней протяженности. Благодаря большой ширине проема грузового люка (2,4 м) и установке специальной трап-створки возможна удобная погрузка как с земли, так и из кузова автомобиля.

АН-26 оснащен двумя турбовинтовыми двигателями и одним дополнительным реактивным, установленным в правой гондоле основного двигателя.

Экипаж самолета - 4-5 человек. Крейсерская скорость на высоте 6000 м - 440 километров в час. Техническая дальность полета с максимальным грузом - 740 километров. Техническая дальность полета с максимальным запасом топлива - 2200 километров. Максимальная коммерческая загрузка - 5,2 тонн. Потребная длина взлетно-посадочной полосы - 1800 метров.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя