Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  

Новости Архангельска
2002/11/30/1038662580-28.shtml>В Архангельской области разрешен вылов сига

2002/11/30/1038660900-2.shtml>"Заречка" отрезана от Красноборска

2002/11/30/1038660000-2.shtml>Переправляясь через Двину, погибли двое мужчин

2002/11/30/1038659100-2.shtml>Свет и тепло до 5 декабря у нас будут

2002/11/30/1038658200-2.shtml>В сметане обнаружен стафилококк

2002/11/30/1038657300-2.shtml>Награда - шпага с надписью "За храбрость"

2002/11/30/1038656400-2.shtml>Что получает человек, когда ему исполняется четырнадцать

2002/11/30/1038655500-2.shtml>В березниковской школе ученики сидят в шубах и валенках

  

Правда Севера
26 сентября 2002 (180)
Лощилов

Жертвы "Прогресса"

Никто не удосужился выяснить, сколько их было в действительности

Последствия подобной экономии были самыми печальными - происшествия нередко приводили к человеческим жертвам. Именно столь трагически и завершилось одно из них, случившееся ровно 90 лет назад. Сохранившиеся с той поры архивные документы и газетные подшивки позволили в подробностях проследить его хронологию.

Догадка оказалась верной: прибывший на "Прогресс" судовладелец - купец Эрнст Шмидт обнаружил, что капитан Иван Матвеев с трудом держался на ногах. Едва ли менее пьяным выглядел и штурман Яков Панкратовский. А из остальных 4 членов команды трезвым был лишь один человек - 16-летний помощник кочегара Леонтьев. Объясняется это тем, что в тот субботний день экипаж судна, как и весь Архангельск, отмечал один из двунадесятых церковных праздников.

В начале восьмого, когда на "Прогрессе" происходила вынужденная передача вахты от одного пьяного другому, от соломбальской пристани со 150 пассажирами на борту отошел пароход "Обновка", принадлежащий акционерному обществу "Архангельское речное легкое пароходство". Судну предстояло развести по поселкам рабочих маймаксанских заводов, возвращавшихся - кто в одиночку, кто с семьями - после завершившихся в городе праздничных мероприятий.

Удар был настолько силен, что попадали все - как находившиеся на палубе, так и пассажиры 1-го и 2-го классов. На начавшей тонуть "Обновке" творилось нечто невообразимое: мечущиеся люди, истерические крики и вопли, плач детей, гудки парохода, звавшего на помощь.

Тем временем охваченные паникой пассажиры, толкая друг друга, бросились перебираться на борт "Прогресса", глубоко вонзившегося в корпус "Обновки". Первыми спаслись ехавшие на палубе, а за ними - пассажиры 1-го класса. А вот обитателям трюмных помещений 2-го класса пришлось испытать самое страшное - обезумевшая от прибывавшей воды толпа кинулась к единственной узкой двери, ведшей к трапу наверх. Многие падали, их давили ногами, шли по ним. Наиболее догадливые выбрались на палубу, открыв потолочные иллюминаторы.

Некоторым из них в полной темноте удалось достичь берега, нескольких человек подобрали подошедшие на помощь пароходы и шлюпки с иностранного судна. Но для многих, оказавшихся в те минуты в холодной осенней воде, вечер 8 сентября 1912 года стал последним в жизни...

Правда, еще до подъема судна родственники погибших подали заявления о пропавших без вести восьми пассажирах "Обновки". Вскоре трупы четырех из них обнаружили ниже по течению Двины. Выяснить же точное число жертв так и не удалось, ибо большинство рабочих лесозаводов составляли крестьяне-одиночки, приехавшие на сезонные работы из соседних Вологодской и Олонецкой губерний. Заявлять об их пропаже было просто некому, а заниматься сверкой списков сезонников в дни их массового отъезда по домам и вести по этому поводу переписку у следственных органов, видимо, не было никакого желания. Поэтому они ограничились примерной цифрой - до 20 человек.

Вина Шмидта и Матвеева была очевидной, но их задержали только на сутки - внесенные денежные залоги открыли дверь камеры. Немалых хлопот доставил третий виновный - Панкратовский. Его, сразу же скрывшегося, лишь в конце ноября удалось найти на родине - в Шенкурском уезде. Но и он вскоре был отпущен под залог.

В этой связи 27 марта Архангельский окружной суд постановил: "Уголовное преследование против Эрнста Геппова Шмидта, Ивана Михайловича Матвеева, Якова Андреева Панкратовского за силою Высочайшего Императорского Указа от 21 февраля 1913 года прекратить, отменив принятые меры пресечения: в отношении Шмидта залог в сумме 500 рублей, а в отношении остальных залог в сумме 100 рублей за каждого".

Казалось бы, так легко отделавшийся купец мог проявить благородство и помочь родным утонувших, потратив на это хотя бы полученный обратно залог. Но, увы, этого не случилось... Вот что по этому поводу писала одна из газет, сообщившая о бедственном положении малолетних сестры и брата Кузичевых: "Ни торговая фирма Шмидта, по вине служащих которой погибли родители сирот, ни члены благотворительных обществ не переступили порог жилища Кузичевых и не оказали помощи..."

Михаил ЛОЩИЛОВ.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:
Авангард
Архангельск
Бизнес-класс
Бумажник
Вестник космодрома
Вилегодская газета
Волна
Двинская правда
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Моряк Севера
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Правда Севера
Северная корреспонденция
Рыбак Севера
Северный рабочий
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря