Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  
  

Правда Севера
26 сентября 2002 (180)
Доморощенов

Мир держится на творцах

"Андрей Лазурко работает в струе наследия российского ювелирного дела, и это не умаляет индивидуальных качеств его как художника. Более того, прекрасно владея техническим мастерством и языком традиционного искусства, он несет в наше разбитое время ясность и художественную оригинальность национальной культуры", - так написал четыре года назад в своей рекомендации для вступления в члены Союза художников России тонкий и взыскательный мастер резьбы по кости Николай Дмитриевич Буторин.

Андрея Лазурко не только приняли официально в профессиональный цех, но через некоторое время выбрали и председателем правления Архангельского отделения Союза художников России.

- Андрей Владиславович, что значит для вас прямое родство со знаменитым землепроходцем Ерофеем Хабаровым, в честь которого назван город на Дальнем Востоке.

- А откуда вы это знаете?.. Я вообще-то родством своим не хвастаюсь, регалиями предков, терских казаков, георгиевских кавалеров, не кичусь.

Наверно, что-то по генам от Хабарова передалось. Я могу легко сняться с места. Но за границей ни разу не был, хотя возможности поездить есть. Мне интереснее с нашими людьми, у которых менталитет - не потребительский.

- Как ювелирное искусство стало для вас делом жизни?

- Я с детства "Самоделкин", люблю что-нибудь придумывать, конструировать. Ювелирное искусство, которое изучал на художественно-графическом факультете Махачкалинского педагогического института, как раз сродни конструированию. Сначала появляется идея, потом идет ее техническое воплощение.

- Каким образом 15 лет назад вы оказались в Архангельске?

- Худграф пединститута Махачкалы - это визитная карточка, которая обеспечивает в Дагестане беспроблемную жизнь (исключая, естественно, экстремальную ситуацию). Но я женился на архангелогородке - и оказался на Северной Двине, чему рад.

- В прессе вас называют "ювелиром". Какие эмоции испытываете, когда читаете это?

- В принципе я хорошо отношусь к слову "ремесленник". Оно означает, что человек овладел своим ремеслом на высоком уровне. "Ювелир", "ремесленник" - слова-синонимы в известном смысле. Для кого-то ювелир - человек, который может умело что-то сделать. Люди более просвещенные говорят обо мне как о художнике-ювелире. Это уже, что называется, если не "горячо", то "тепло".

Я и дизайнер, и мастер. Иностранцам это непонятно, они в осадок выпадают: для них то и другое несовместимо... Если бы можно было, я бы, наверно, ушел в дизайнеры: у меня очень много идей, которые один воплотить не в силах, - просто времени не хватит. С другой стороны, то, что делаешь лично ты, ближе к замыслу. Поэтому я и сам бы все-таки что-то делал, будучи только дизайнером.

- Не все художники-ювелиры работают по эскизам. Вы что предпочитаете?

- Эскиз - это мысль. Как можно что-либо сотворить, не думая?.. Другое дело, что необязательно что-то рисовать для закрепления мысли на бумаге. Я предпочитаю использовать почеркушки.

- Правда ли, как говорят, что ваши инструменты стоят столько же, сколько хороший джип?

- Почти так.

- Обзавестись инструментами было, значит, непросто?

- Непросто. Но я никогда не работал только на одном месте. Вообще не могу себе представить только одну работу... Приехал сюда - и прежде всего пошел преподавать в школу. И смотрел, чем дышит культура Архангельска. Что скрывать, я и о заработке думал. И понял, что, к примеру, как живописцу мне будет здесь очень сложно продвинуться. И поскольку ювелирного производства как такового в Архангельске не было, решил заняться им. То есть провел своего рода маркетинговоое исследование - и потихоньку стал приобретать требующиеся инструменты.

На мой взгляд, для образованного художника неважно, через какой материал себя выражать. Творческое начало при этом не страдает. Абсолютно. К примеру, я допускаю, что мне захочется заняться гончарным производством. Захочется - смогу. И буду удовлетворять интерес людей к традиционной глиняной посуде. Этот интерес, мне кажется, проявится скоро сильнее, чем сейчас.

- Ваши заказчики - богатые люди?

- Нет. Я же не занимаюсь дорогими металлами и камнями. Обращаются ко мне те, кто понимает ювелирное искусство. Им неважно, из какого материала изделие, - хоть из меди, алюминия или мельхиора. Этим людям важны идеи, художественные образы, то есть авторская работа, за которую на рынке, в ломбарде больших денег не дадут, но вещи-то уникальные, и в этом главное. Что-то я делаю с убытком. Делаю для себя. И буду делать.

- Вам все равно, какой самоцветный камень, лишь бы вашей идее соответствовал, так?

- Особенно мне нравится работать с тиманским агатом. он очень выразителен. Требует, чтобы его оправляли в серебро.

- Украшения могут подчеркивать красоту, но могут и помогать или вредить здоровью того, кто их носит. Вы наверняка это знаете и учитываете?..

- Основа технологий ювелирного искусства заложена в глубокой древности. Мотивы, знаки используются тысячелетиями. Я, естественно, изучал традиции ювелирного искусства... Однажды ко мне обратилась женщина, у которой были проблемы со здоровьем. Я нашел тот индийский орнамент, который мог погасить негативную информацию, находившуюся в заказчице, и воплотил этот орнамент в своем изделии. Через некоторое время женщина сказала, что со здоровьем у нее все в порядке.

- У вас есть своя ювелирная школа?

- Ученики есть, но о школе говорить рано. Для того, чтобы появились настоящие мастера, нужен художественно- графический факультет в Поморском государственном университете. Думается, в свой срок худграф в Архангельске будет, наше отделение Союза художников в этом направлении работает.

- Вернемся к преподаванию в 36-й школе. Зачем вам понадобилось вести там уроки рисования?

- Общество стоит на том, что один человек передает другому свои знания. Эти знания множатся. Я считаю необходимым участвовать в этом процессе.

Работать в школе сложно. Здесь рельефно отражаются все проблемы, которые имеются в стране. Но уйти из школы, если ты отдал ей немало лет, нелегко.

Я думаю, что человек, почувствовавший радость творения, не будет разрушителем. Поэтому вижу свою задачу в том, чтобы дети были творцами. И в этом мне очень содействует директор школы Галина Николаевна Пантелеева. Она поддерживает мои начинания и эксперименты. К примеру, на второй год занятий с ребятами я подумал: неплохо бы иметь помещение, где бы можно было поставить настоящие мольберты. И сделали у нас такое помещение. Потом появилась идея картинной галереи. В этом плане пошли нам навстречу музей изобразительных искусств и отделение Союза художников, хотя я еще не состоял в этих славных рядах: учитель и учитель. Работы нам дали под мое честное слово. И вот уже несколько лет время от времени мы меняем экспозиции, в которых - не чьи-либо репродукции, а подлинники с их живым мазком и объемом.

Мое мнение: историю в школах изучают неправильно. Ученикам больше рассказывают о Древнем Риме, Древней Греции, Французской революции, чем о местных событиях, о здешних героях. А ведь любовь к Отчизне начинается с любви к малой родине... Так же и с изобразительным искусством. Надо знать не только шедевры художников с мировым именем. Поначалу мои ученики вообще никого из северных живописцев или графиков назвать не могли. А потом они стали довольно интересно писать о своих впечатлениях от произведений как реалистов наших, так и "беспредметников".

Я учу детей и компьютерной графике. Думаю, придет время - и они смогут неплохо проявить себя в полиграфии.

- Вы достаточно занятой человек. Для чего вам понадобилось еще и брать на себя ношу руководства отделением Союза художников?

- Я, к счастью, не лишен чувств ответственности и долга. Мне помогли - с мастерской, выставочными площадями, с организацией выставок и так далее. Как человек здравомыслящий я понимал, что руководство правлением - чересчур хлопотная нагрузка. Но раз меня попросили взяться за работу председателя, я не мог сказать "нет".

- В свое время отделения Союза художников создавались как идеологические учреждения. Сейчас у вас своего рода профсоюзная организация для защиты интересов художников в органах власти. И как эти интересы удается отстаивать?

- Когда приезжал в Архангельск министр культуры Михаил Швыдкой, я у него спрашивал: когда появится закон о творческих Союзах? Он ответил: одно из затруднений здесь в том, что неясно, к кому причислить художников - то ли к частным предпринимателям, то ли к творческим личностям. Да, проблема тут есть: работы одних художников хорошо покупают, произведения других обывателями не востребованы, и может, только через столетие все оценят те или иные рисунки и картины, как они того заслуживают... Закон пока еще будет принят, а помогать-то своему брату-художнику нужно сейчас. Поэтому мы активно работаем с мэрией, с депутатами горсовета, с областным комитетом по культуре. Выполняются договоры о творческом сотрудничестве, что позволяет художникам трудиться в хороших мастерских. Мы устраиваем для земляков - взрослых и школьников - выставки, проводим на них бесплатные экскурсии.

Наш Союз активно участвует в благотворительности. Немало картин, которые стоят приличные деньги, мы безвозмездно передали областному роддому. Аукцион в поддержку областной детской больницы держится на картинах наших художников, которые опять же бескорыстно распрощались со своими работами. Да многое на нас держится, на творцах. весь мир...

Сергей ДОМОРОЩЕНОВ.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:
Авангард
Архангельск
Бизнес-класс
Бумажник
Вестник космодрома
Вилегодская газета
Волна
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Моряк Севера
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Правда Севера
Северная корреспонденция
Рыбак Севера
Северный рабочий
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря


Новости Архангельска

18:20 2002/10/17/1034864400-1.shtml>Американский суд отклонил иск канадской компании к оао "архангельскгеолдобыча"  18:06 2002/10/17/1034863560-1.shtml>В воскресенье день рождения российского флота  17:41 2002/10/17/1034862060-1.shtml>Завтра в архангельском художественном салоне откроется необычная выставка  17:27 2002/10/17/1034861220-1.shtml>Свидетелей и очевидцев дтп просят откликнуться  17:13 2002/10/17/1034860380-1.shtml>Комиссия обсуждала вопросы безопасности дорожного движения  16:51 2002/10/17/1034859060-1.shtml>Сегодня архангельские милиционеры вновь уезжают на северный кавказ  16:41 2002/10/17/1034858460-1.shtml>На этой неделе заканчивается первый этап конкурса "права человека в современном мире"  16:27 2002/10/17/1034857620-1.shtml>Вчера архангельские экологические организации обсуждали острые проблемы  16:08 2002/10/17/1034856480-1.shtml>Новодвинским призывникам разрешат пострелять, если хватит патронов  15:57 2002/10/17/1034855820-1.shtml>В агту зарубежные профессора обучают архангельских преподавателей