|
Правда Севера
7 октября 2003 (186)
Марина ЛЕДЯЕВА.
Счастливый билет на пьесу о несчастном человеке
Архангельский театр драмы открыл сезон "Утиной охотой"
Александра Вампилова
Драма "Утиная охота" - лучшая пьеса Александра
Вампилова. Любимица режиссеров. Особенно удалась она
Олегу Ефремову с самим собой в главной роли. Через
двадцать с лишним лет она снова идет на той же
МХАТовской сцене с "убойным" Константином Хабенским. Но
нам, пожалуй, ближе будет киноверсия конца семидесятых
- "Отпуск в сентябре", где вампиловского героя как
будто самого себя сыграл Олег Даль. Потому что
исполнитель этой роли в постановке Петра Суворова -
Владимир Кулаков - и внешне, и манерой игры здорово
похож на Даля. Первое, конечно, от него не зависит, а
вот второе - вполне. И внешнее сходство здесь явно не
прятали - наоборот, развивали с помощью всего
актерского арсенала.
Редкий сегодняшний разговор об "Утиной охоте" обходится
без гадания: а кем был бы работник бюро технической
информации, "алик" и бабник Зилов в наши дни? Самые
популярные версии - бомжем, наркоманом или другим каким
асоциальным типом. Вот и зрителю на спектакле придется
поискать ответ на этот вопрос. И еще на один: а есть ли
у него, зрителя, своя "утиная охота"?
Режиссер Петр Суворов еще до премьеры говорил, что
ставит спектакль о человеке, живущем без веры. Конечно,
во времена создания пьесы об этом не могло быть и речи,
но суворовская постановка подчеркивает, что мы имеем
дело с вечной темой. Материальных примет времени -
минимум: костюмы и прически героев (да и то они уже
несколько раз возвращались в моду) плюс тахта, каких
уже не выпускают. А серые "городские" декорации -
вообще один в один сегодняшний Архангельск. И эта до
боли знакомая каждому замкнутость пространства! Оно то
немножко расширяется, то сужается так, что у страдающих
клаустрофобией мороз по коже. Немудрено, что Зилову
болота кажутся вселенной...
Его партнеры по спектаклю тоже верно поняли свою не
очень-то благодарную задачу - работать не на себя, а на
трагедию "главного". Здесь трудно и не нужно
выделяться. Зилов - ферзь, остальные - все прочие
фигуры.
А перед началом немножко напугал режиссер:
приготовьтесь, спектакль идет долго! Но долгота не
страшна, если не заметна. Я не заметила, как прошли три
с лишним часа (включая антракт). И, конечно,
представила себе Зилова-2003. Думаю, это не
опустившийся, а вполне преуспевающий человек -
бизнесмен (но не очень крутой) или просто служащий с
приличной зарплатой. Жена, любовница, друзья, с
которыми так весело выезжать на шашлыки, машина с
квартирой - все при нем. Но почему-то каждый сентябрь
(январь, июнь...) его тянет куда-то, где начнется
настоящая жизнь.
| |