Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  

Новости Архангельска
  

Правда Севера
27 ноября 2004 (221)
Марина ЛЕДЯЕВА.

Моцарту можно не платить

Представим, что позади тяжелый трудовой день, вы садитесь в маршрутку, а там до рези в ушах грохочет "Владимирский централ". Или "Нас не догонят!". Или "Муси- пуси" какие-нибудь. Вы, конечно, музыку любите, но не всякую и не везде. К примеру, ехать с работы вам хочется в относительной тишине, а если что и слушать, то "Лунную сонату". Однако вы покорно сносите запредельные децибелы, потому что уверены: ничего сделать нельзя. Но можно попытаться. Как бы невзначай поинтересуйтесь у водителя, приобрел ли его хозяин лицензию на публичное использование всех этих песен и отчисляет ли их авторам процент от своей прибыли. Скорее всего, шофер вас не поймет. Но наверняка призадумается...

В 1993 году Россия приняла закон "Об авторском праве и смежных правах". Тогда же было создано Российское авторское общество, призванное защищать права композиторов, поэтов, прозаиков и прочих сочинителей. В Санкт-Петербурге открылся Северо-Западный филиал РАО, а в Архангельске появился его инспектор - Татьяна ПЬЯНКОВА.

- Авторскому праву в России не одиннадцать лет, а сто тридцать, - уточняет Татьяна Михайловна. - Первым председателем Российского авторского общества был наш замечательный драматург Александр Николаевич Островский. А первым русским автором, который получал вознаграждение за свой труд, стал Александр Сергеевич Пушкин.

- "Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать..."

- Именно! Даже Советский Союз признавал авторские права, хотя и не в полном объеме. Например, до 1973 года зарубежным сочинителям не платили вообще. Государство диктовало свои условия и авторам, и так называемым пользователям. Но последних в те времена было немного. Если помните, музыка в банях и общественном транспорте раньше не звучала. А сегодня мы слышим ее повсюду - в магазине, сауне, ателье, столовой, автобусе, такси...

- И что, все-все-все обязаны платить?

- Да! Все организации, независимо от форм собственности, должны выплачивать авторам вознаграждение за публичное использование их произведений.

- Давайте уточним: если я зазвала к себе домой на день рождения сорок человек и включила магнитофон - это тоже публичное использование?

- Нет, это частное. Вы заплатили за кассету и слушаете ее у себя дома. А вот если человек включил музыку в свой бизнес и получает от этого прямой или косвенный - например в виде рекламы - доход, то он должен получить лицензию и платить.

- И много у нас таких законопослушных?

- На территории нашей области одна десятая, если не сотая часть всех пользователей. Сегодня это одно из самых распространенных правонарушений.

- Может, как в рекламе: "а мужики-то не знают", что раскошеливаться надо?

- Незнание закона не освобождает от ответственности. Но даже те, кто знает, попросту не желают его выполнять. Например, один предприниматель открывает новые кафе по всему Архангельску, упорно игнорируя мои требования.

- Наверное, нам всем трудновато осознать, почему за это надо платить. Ведь вы сами сказали, что в СССР на государственном уровне игнорировались права иностранных авторов.

- Но рестораны и кафе платили за музыку во все времена. Причем с теми из них, что дожили до наших дней и стали частными, проблем у нас не возникает.

Авторское право - это имущественное право. Если у вас под окнами месяц стоит чужая машина, к которой никто не подходит, это же не значит, что вы можете ее взять. Так и здесь: песня - чужое имущество, которое нельзя брать без разрешения. Я, например, не понимаю, зачем в магазине, если он не торгует аудиокассетами и компакт-дисками, включают музыку. Или в столовой, куда человек приходит только затем, чтобы поесть. А уж в общественном транспорте музыкальное сопровождение и вовсе ни к чему, потому что оно ослабляет внимание водителя.

- Видимо, предприниматели считают, что клиенту так веселее.

- Вот! А следовательно, музыка помогает им получать прибыль.

- Но если вы заставите их делиться с композиторами, они возьмут да забьют это в цену билета. И пассажиру придется расплачиваться за музыку, которую он не заказывал.

- Понимаете, никто никому не может навязать свою услугу. Ведь авторы песен в лице РАО не заставляют владельцев автобусов и маршруток развлекать пассажиров своими произведениями. Мне говорят: "Это водитель слушает!" А почему тогда музыка звучит на весь салон? Или оправдываются тем, что ставят только зарубежные песни. Но Россия присоединилась к международным конвенциям по защите авторских прав.

- Если водитель включает радио, а не купленную на остановке кассету - правила те же?

- Автор получает вознаграждение за любое публичное использование своего произведения. Предположим, Игорь Николаев написал песню, которую у него попросила Алла Пугачева. За каждое ее исполнение на концерте организаторы платят автору процент от сбора. Потом студия "Союз" выпустила альбом Пугачевой с этой песней и тоже заплатила Николаеву. Затем "Русское радио" попросило его у "Союза", чтобы дать в эфир, - автору снова идет процент. И так далее: любой, кто ставит эту песню в общественном месте, должен соблюдать закон.

- Да, хорошо быть автором. Но вот что обидно: Николаев - ладно, у него песни далеко не самые бездарные. Но ведь некоторые его коллеги еще нам приплачивать должны за прослушивание их бессмысленных произведений. А вместо этого они в процессе раскрутки получают не только конкретную копеечку, но и популярность, которая позволяет впаривать исполнителям все новые песни и зарабатывать еще больше. Где же справедливость?

- Допустим, вы пришли в магазин, где лежат два вида сыра - хороший и плохой. Вы же не будете брать некачественный, потому что заботитесь о своем здоровье. Так и здесь: не включайте плохую музыку, и вам не придется за нее платить. Автор в моем лице вам говорит: не нравится - не берите!

- Известно, что в некоторых городах у РАО есть агенты, которые ходят, слушают и сообщают куда надо. Вы не обзавелись такой агентурной сетью?

- Нет, хотя теоретически мы можем приглашать агентов по договору. Сейчас в Архангельске работают два инспектора РАО, и один - в Котласе.

По идее, владелец кафе или организатор концерта должен сам прийти к нам. Последний обязан написать так называемую рапортичку с подробной программой концерта. Когда приходит инспектор, события развиваются уже по-другому. Если закон нарушен, начинаем готовить документы в суд. Хотя сначала, разумеется, предлагаем решить вопрос мирным путем.

- Скажите, а если предприятие устраивает юбилейный вечер с концертом - тоже надо рапортичку писать? Ведь билеты оно не продает, доход не получает.

- Авторское вознаграждение начисляется и при бесплатном входе.

- Вы не раз судились с Домом офицеров - каков исход?

- В пользу авторов. Мы вообще пока не проиграли ни одного дела.

- Кроме торговли, транспорта и концертных организаций, где-нибудь еще в наших краях нарушают авторские права?

- Ни одна из местных телера-диокомпаний не получила у нас лицензию. Весь видеопрокат работает незаконно. Нельзя покупать в розничной торговле видео- и аудионосители и сдавать их в прокат. Надо заключить договор с правообладателем и получить лицензию в РАО. Но мы ничего не можем поделать с этими нарушениями. Дело в том, что есть Административный кодекс, по которому бороться с ними должны правоохранительные органы. А им не до того. Вот говорят: у города денег нет. Так соберите! Ведь штрафы за это должны поступать в бюджет.

- Кто-нибудь из архангельских авторов состоит в РАО?

- Очень многие. Например, Михаил Логинов, Светлана Логинова, Марина Мельницкая из театра кукол, Евгений Мищенко - композитор областного драматического.

- Закон об авторском праве упрекали в том, что он ничего не говорил про Интернет, где, как в кинокомедии, "все уже украдено до нас".

- С Интернетом сейчас разбираются. В июле вступили в силу изменения и дополнения к закону, в которых как раз об этом идет речь. И, скорее всего, всемирной сетью будет заниматься уже не РАО, а какая-то новая организация. Нам с таким объемом работ попросту не справиться.

- У авторских прав ведь есть срок давности?

- Конечно. Они действуют только 70 лет после смерти автора.

- Значит, Моцарту мы не платим?

- Нет. И Пушкину, и Есенину, и еще очень многим замечательным авторам - тоже.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:
Рейтинги упоминаемости


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вилегодская газета
Волна
Выбор народа
Горожанин
Губернский лабиринт
Двина
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Лесные новости
Маяк
Мирный град
МК в Архангельске
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рек Тайм
Рыбак Севера
Север
Северная корреспонденция
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Холмогорская жизнь
Частная Газета