Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  

Новости Архангельска
  

Правда Севера
2 декабря 2004 (224)
Александр АНТИПИН.

Деревенька на красном угоре

Утром после ночного дождя вдруг упали такие туманы, что верхушки высоких елей совсем затерялись в белом мареве. Дорога, густо устланная желтым листом, таинственно кружила среди облетевших деревьев, сквозь которые далеко виделся глубинный лес с нехожеными малинниками, буреломами и забытыми медвежьими тропами. Что-то таинственное и давно забытое чудилось в этом лесу, тишине и вечном покое.

Маленькая мезенская деревенька Усть-Пеза, притулившаяся на красном угоре, выбежала нам навстречу своей единственной улочкой. Казалось, здесь нет ни одной живой души, но вот скрипнула калитка, залаяла собака, и на крылечке нарисовалась маленькая старушка в зеленом платочке и фартуке.

- Пальма! Я те, шпанка! - шумнула она на собаку. - Поди давай в избу, пропусти гостей.

Так мы познакомились с Пелагеей Ильиничной Авдеевой - самой старой жительницей Усть-Пезы. Постоянно она живет у дочери в Нарьян-Маре, но каждый год (вместе с кошкой Муськой) приезжает в родную деревню.

- А худо, да дома! Живу день за день, опять снова да ладом!

В мае, на Николу вешнего, ей исполнилось 80 лет, и Пелагея Ильинична заворотила по старому обычаю гостьбу, созвав чуть ли не всю деревню. Из круглогодичных жителей в Усть-Пезе теперь остались только восемь человек. Детей из них - двое, один ребенок учится в школе вдали от дома, скоро и второго ждет та же участь...

Летом народу в деревне - как на курорте! Только успевай ходить по гостям, если осталось время после рыбалки и леса. Мы на рыбалку не собирались, а хотели подробнее узнать об Усть-Пезе, поэтому постучались в соседний дом, к сестре бабушки Пелагеи - Ариадне Ильиничне. Та тотчас без разговоров усадила нас за стол, наставила малинового варенья, салатов, рыбы и вытянула из печи олабыши, приговаривая, будто оправдываясь:

- Бабка творила, творила шаньги, да ничего не выжило...

Но олабыши были замечательные! Проголодавшись с дороги, мы с напарником "своротили" их больше дюжины, не забывая нахваливать при этом нашу гостеприимную хозяйку. А та, раззадорившись, скинула на плечи цветастый малиновый плат и устроила нам целый мастер-класс, показывая, как приготовить олабыши по старопрежним канонам.

- Сейчас-то что, - размешивая простоквашу с мукой, рассказывала наша стряпуха, - а перед войной норму давали - по 150 граммов ржи на человека. Папа-то наш в транспорт ходил, купил телку, так его сочли спекулянтом и дали 10 лет. Полгода в лагере только и прожил. А мы дрова рубили да продавали. Мамушка с Полюшкой пилят, а я, маленькая, чурки ношу, да у костра-то и засплю.

Вслед за нами на "огонек" к Ариадне Ильиничне явилась бабушка Пелагея, потом зашла их племянница Мария Александровна Мухрева, а за ней соседка Галина Васильевна Сухарева. Так невзначай у нас образовалось целое деревенское собрание. Вспоминая о прежней жизни, хозяйка стала перечислять здешние дома и их хозяев, а Мария Александровна загибала пальцы.

- Вот там стоял домик Сарафимы, потом, как тебе назвать, Федосьев дом, рядом - Татьяны Семеновны...

- А у того, у Никонора-то Николаевича, считала?

- Считала, считала.

- А вот еще у бабы Марьи...

Общими усилиями мы выяснили, что в прежнее время в Усть-Пезе было более 30 домов с большими и работящими семействами, свой колхоз, откормочная ферма на 160 голов, которая теперь стоит распустошенная и никому не нужная.

Усть-Пеза - тихая деревнюшка в засторонке от шумных трактов. Все свои столетия, начиная от заселения, она, видно, такой и была. И только, пожалуй, три события нарушали ее дремучий лесной покой. В 1983-м здесь у реки снимали отдельные эпизоды кинофильма "Михайло Ломоносов"; в 1970-е сюда нежданно нагрянули геологи, но так и уехали, не найдя нефти; а в 1920-е годы в деревне случилось страшное убийство.

Об этой трагедии нам поведала Лидия Васильевна Авдеева. Ее большой дом с "вышкой" стоит за ручьем, в стороне от деревни, но из его окон хорошо видно и реку, и всю деревнюшку с темными от осенних туманов избами.

- Вон в том доме беда-то и случилась, - кивнула Лидия Васильевна на окно, показывая на черную двухэтажную хоромину. - Ведь тогда за раз семь человек убили, всю тамошнюю семью. Вот горя-то в деревне было! А что случилось, доподлинно так никто и не знает.

Может, кто и знает, но в деревенском, соседском деле не тревожит старую рану... Чтобы развеять грустную задумчивость, навеянную жутковатым рассказом, хозяйка неожиданно взяла в руки балалайку и спела забористую частушку. И оказалось, что человек она веселый, жизнерадостный, даже несмотря на одиночество и больного взрослого сына, за которым приходится ухаживать.

- У нас ведь тут медведь ходит. Я сейгод брала ягоды, разогнулась, а Михаил-то Иванович стоит рядом. Вон отсюда, как до дверей, - ребячливо засмеялась Лидия Васильевна, вспомнив свое летнее приключение. - А мне папка еще говорил: не бегай от медведя. Что делать? Он давай чернику жорать, большой такой, глазки маленьки. Так и проводил меня до деревни. Я уж после иду, ору, а сын-то, Васька, наверное, думает, мати с ума сошла, раз кричит у деревни!

Из большого дома Авдеевых хорошо посмотреть на деревню и на реку Пезу, по которой в погожий день косяком идут рыбацкие лодки на Варшенские озера. Но еще лучше из передних окон видны поля, неприбранные и заросшие травами по колено. Здесь, на самом высоком месте, много лет красовалась старая деревянная церковь. Правда, по мнению краеведа Н. А. Окладникова, в Усть-Пезе была не церковь, а часовня, поставленная когда-то во имя знамения Пресвятой Богородицы. Но в деревне это место по-прежнему называют церковью. В давние годы через ручей был перекинут мосток, и деревенский люд шел к храму, чтобы поставить свечку, послушать приезжего священника и задуматься о душе.

- Я нынче брала малину на церкви, - говорит Лидия Васильевна, провожая нас на крыльцо. - Ягода така крупна. Лечебна! Сходите до церковного места, не поленитесь...

Эх, если бы от всех бед вылечивала малина! В Архангельской области 3980 деревень. В 1100 из них или никто не живет или же - от одного до пяти человек. Значит, Усть-Пеза - в числе "счастливых" 2880!.. Но ведь и там, как в Усть-Пезе, нежилые дома на дрова разбирают.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:
Рейтинги упоминаемости


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вилегодская газета
Волна
Выбор народа
Горожанин
Губернский лабиринт
Двина
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Лесные новости
Маяк
Мирный град
МК в Архангельске
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рек Тайм
Рыбак Севера
Север
Северная корреспонденция
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Холмогорская жизнь
Частная Газета