Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  

Новости Архангельска
  

Правда Севера
4 декабря 2004 (226)
Марина ЛЕДЯЕВА.

Инвалиды надеются только на себя

В первые дни декабря о людях с ограниченными возможностями говорят как никогда много. Им посвящена традиционная декада с массой мероприятий, хороших и разных. При этом все понимают, что инвалиды живут вместе с нами всегда, а не только десять дней в году. Понимают, но на все 365 заботы как-то не хватает...

Именно с календаря мы и начали разговор с председателем Архангельской областной организации Всероссийского общества инвалидов Валерием ПЕЧЕНИНЫМ.

- Валерий Кириллович, как вы относитесь к декадам инвалидов? Они не кажутся вам дежурными?

- Нет, не кажутся. Я считаю, что такие декады, которые проводятся у нас 11 лет, нужны. Они еще раз напоминают о том, что инвалиды в области ЕСТЬ. И число их растет. Когда в 1988-м я пришел работать в нашу организацию, на учете в органах соцзащиты стояло 45 тысяч инвалидов. А сегодня их уже более ста тысяч.

Безусловно, работа с ними не ограничивается рамками декады. Она идет постоянно. Декада только помогает привлечь внимание к этому.

- Но далеко не все инвалиды хотят привлекать к себе внимание. Сужу по своим знакомым: они стараются жить, как обычные люди, и любое напоминание об ограниченных возможностях мешает им чувствовать себя таковыми.

- Конечно, все зависит от человека. Многие, и я в том числе, спокойно относятся к подобным напоминаниям. Разные люди - разные представления о жизни. Один самостоятельно нашел себя или активно стремится к этому. И наша организация может ему в этом помочь. Другой ждет, что кто-то придет и все сделает.

- А чем конкретно помогает общество инвалидов?

- К нам приходят с самыми разными просьбами - подсказать, посоветовать да просто поговорить по душам. Зачастую обращаются за материальной помощью, но в большинстве случаев мы не можем ее оказать. У нас общественная организация, которую не финансируют ни власти, ни спонсоры. К тому же мы считаем, что создать инвалиду условия для достойной жизни - это забота и обязанность государства.

Некоторые обижаются: а для чего вы здесь сидите? Начинаем объяснять: без нас не было бы федеральных законов и указов президента по социальной защите инвалидов. Этого добились наши общественные организации.

- Год назад Путин во всеуслышание признал: в России нарушаются права инвалидов. Как по-вашему, что это значило - готовность власти исправиться или осознание собственного бессилия?

- Судите сами. На той встрече с представителями инвалидов президент дал правительству десять поручений по нашим проблемам. А на днях я был в Москве на пленуме центрального правления ВОИ, председатель которого сообщил: год прошел - ни одно поручение не выполнено! Вот вам отношение властей к инвалидам.

- Трудоустройство - по-прежнему самая острая их боль? Удалось ли ее хоть немного снять в нашей области?

- Это самый серьезный вопрос, который пока не решается. В службе занятости стоят на учете более тысячи инвалидов. С другой стороны, многие сами находят работу, пусть низкооплачиваемую. Некоторые даже занимаются коммерческой деятельностью.

- Но ведь это единицы!

- К сожалению, да. Но когда государство не выполняет свои обязанности, к которым относится и трудоустройство инвалидов, им остается надеяться только на себя.

- А система квотирования рабочих мест для инвалидов на предприятиях так и не заработала?

- В полном объеме - нет. Такие уж у нас федеральные законодатели. Если прежде квоты инвалидам должны были предоставлять предприятия, на которых работает тридцать человек, то теперь депутаты Госдумы подняли планку до ста. Представляете, сколько малого бизнеса освобождается от квотирования!

- Монетизация льгот - относительно новая напасть. Как вы ее встретили?

- Мы встревожились сразу, как только получили законопроект, который затем вылился в 122-й закон. И высказали свою позицию, схожую с мнением других категорий льготников: надо дать инвалиду право выбора. Пусть он сам определяется - оставлять льготы или брать деньги. Но к нашему мнению не прислушались.

Закон принят, и поздно его обсуждать. А плохо будет или хорошо - говорить пока рано. Но на пленуме мы решили с 1 января отслеживать ситуацию. Как только поймем, что людям стало хуже - будем действовать. Может быть, потребуем повышения компенсаций.

- Вы руководите областной организацией ВОИ уже 16 лет. Хоть когда-нибудь становилось лучше?

- В начале девяностых федеральные органы власти шли нам навстречу во всем. Общественным организациям инвалидов предоставили значительные льготы, освободили от налогов. За счет этого мы тогда оказывали материальную помощь и чего только не устраивали - областные спортивные соревнования, выезды на природу... Но к концу девяностых государство заняло совсем другую позицию, льготы были отменены. И нам пришлось свернуть многие социальные программы.

- А как относилась к инвалидам та власть, что поближе, - региональная?

- Она очень помогла в создании нашей организации. Затем был принят областной закон о социальной защите инвалидов. А в конце девяностых заработал координационный комитет по делам инвалидов при главе администрации области. Хотя это был совещательный орган, он сделал очень многое. К сожалению, весной этого года комитет приостановил свою работу, что лично у меня вызывает недоумение.

Надо отметить, что мы ведем конструктивный диалог с областным управлением соцзащиты.

- Недавно организации инвалидов собирались проводить акцию протеста из-за угрозы отмены областного закона о их соцзащите. Конфликт был полностью улажен в ходе "конструктивного диалога"?

- Мы не хотели идти на конфронтацию. Нам надо было просто довести до властей свое мнение: не отменять закон, а посоветоваться с инвалидами и внести в него изменения и дополнения. Если центр взял на себя часть полномочий, о которых идет речь в областном законе, нужно привести его в соответствие с федеральным. Для этого была создана рабочая группа, в которую вошли представители организаций инвалидов, депутатского корпуса и администрации области.

Дело в том, что сто тысяч инвалидов никуда не уедут из Архангельской области. Как Ломоносов, до Москвы мы не дойдем. Поэтому нашими проблемами в любом случае придется заниматься местной власти, начиная от главы сельской администрации и заканчивая губернатором.

- Кстати, о возможности куда-то добраться - не до Москвы, так хотя бы до магазина. В Архангельске наконец-то стали появляться пандусы. Лед тронулся?

- Можно сказать, да. Но, по моим подсчетам, областному центру с такими темпами потребуется 50-60 лет на то, чтобы обеспечить инвалидам полную доступность всех объектов инфраструктуры. А районам области - лет пятьсот!

Между прочим, пандусы - это экономическая выгода. Американцы, у которых с этим все в порядке, ни цента не вложат напрасно. Они специально подсчитали: затраты полностью окупились, потому что инвалиды вышли из четырех стен и отправились в магазины, банки, кинотеатры.

- Мы больше говорим об отношении властей к инвалидам. А каково оно у таких же, только здоровых людей?

- Я уже как-то сказал, что многие путают понятия "инвалид" и "идиот". А ведь среди инвалидов очень много умниц. К примеру, знаменитый офтальмолог Федоров был инвалидом. Да побольше бы нам таких "идиотов"!

Наше общество очень сильно изменилось за одно-два поколения. Помню, в нас родители воспитывали человечное отношение к ближнему. На Руси из-за войн и болезней в каждой деревне всегда были калеки. И чтобы обидеть убогого - не дай Бог, тяжкий грех! А сейчас едет по улице редкий колясочник и его провожают косыми взглядами. В транспорте лично мне чего только не приходилось выслушивать. Говорю: вот, в кармане у меня удостоверение ветерана военной службы, не могу достать, протезы показываю. "Протезы это не документ", - отвечает кондуктор...

Мне кажется, многие наши проблемы решились бы, если бы люди относились к другим - не только к инвалидам - так же, как к себе. Если человек упал - помоги ему подняться. Ведь через минуту это может случиться с тобой.

- Вы служили на флоте. Армия даже в мирное время похожа на войну. А есть ли что- то общее между той службой и вашей нынешней работой? Тут ведь тоже, по сути, вечный бой.

- В армии приказы беспрекословно исполняются. А у нас законы порой и не думают соблюдать.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:
Рейтинги упоминаемости


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вилегодская газета
Волна
Выбор народа
Горожанин
Губернский лабиринт
Двина
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Лесные новости
Маяк
Мирный град
МК в Архангельске
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рек Тайм
Рыбак Севера
Север
Северная корреспонденция
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Холмогорская жизнь
Частная Газета