Правда Севера
20 марта 2004 (53)
Елена ИРХА.
Служу Большому театру!
Как выглядит здание Большого театра в Москве, знает любой владелец сторублевой
купюры. Но побывать на спектаклях главного театра страны и послушать знаменитые
голоса России удается далеко не всем провинциалам.
В рамках открытия выставки "Сокровища музея Большого театра" состоялся концерт
солиста означенного театра заслуженного артиста России Александра Науменко.
Обладатель великолепного баса исполнил произведения русских композиторов, в том
числе из репертуара Федора Шаляпина. Аккомпанировала на фортепьяно дочь певца,
концертмейстер Большого театра и его тезка - Александра Науменко.
Оказывается, Александр Анатольевич бывал в нашем городе лет пятнадцать назад и
выступал тогда в недавно открывшемся здании Кирхи, которое певцу очень
понравилось. Говорит, что оно напомнило ему прекрасные концертные залы с хорошей
акустикой в Германии и Калининграде.
О своей работе Александр отзывается так: "Служу Большому театру". А попал в него
после окончания Московской консерватории и аспирантуры. Ныне исполняет
разноплановые роли - от героических до лирических и оперы-буфф. Занят на всю
катушку - только первых ролей насчитывается 18. Всего же спел в Большом театре
около 30 партий. Самые любимые? Пожалуй, последняя (премьера состоялась всего
несколько дней назад) - Кочубей из оперы "Мазепа" в постановке Роберта Стуруа.
Родом Науменко из Таганрога, его родители музыкой профессионально не занимались,
но в семье любили петь и детям этого не запрещали. А вот дети самого Александра
как музыканты уже состоялись - дочь тоже окончила консерваторию и аспирантуру,
сын - валторнист оркестра Большого театра, лауреат нескольких премий, студент
консерватории.
Надо сказать, что для солиста Большого или большого артиста (это синонимы) нет
второстепенных сценических площадок. Александр вполне осознавал ответственность
перед нашими зрителями, которые потом по его выступлению будут судить о Большом
театре вообще. Потому и перед заполненным почему-то только наполовину залом
Кирхи пел так, что немногочисленная, но очень благодарная публика два раза
вызывала артиста на бис. И была вознаграждена: Науменко исполнил классическую
"Вдоль по Питерской" так, что даже назойливый строительный шум за стенами Кирхи
прекратился, признав свое поражение.
Кстати, Александр тоже впервые посмотрел выставку из фондов музея Большого
театра, что сейчас гостит в Архангельском музее изобразительных искусств. А вот
чтобы его сценические костюмы туда попали - не хотел бы. Когда артист увидел
шедевры "из бабушкиных сундуков", ему стало просто грустно. Дело в том, что
нынешние костюмы, по мнению Науменко, проигрывают в сравнении с прежними. Тонкой
работы камзолы и бальные платья уступили место простым рубашкам, стилизованным
под современность. "Похоже, мои костюмы никогда к вам в Архангельск не
привезут", - заключил артист.
О своих архангельских зрителях Науменко отзывается как об очень внимательных и
заинтересованных во встрече с музыкой. Никакой "замороженности", на что, бывало,
жаловались иные, он просто не заметил. Однако артист на всякий случай держит в
нагрудном кармане маленькую иконку, которую ему когда-то подарила мама. Просто,
чтобы все сложилось удачно и концерт понравился зрителям.
|