Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
18 августа 2004 (152)
Валентина ПАВЛОВСКАЯ.

Шенкурск - центр росписи

И он привлек к себе художника, народного мастера России Людмилу Щеголихину, других творческих людей России

С народным мастером России, мастером творческого коллектива "Коробейники", преподавателем Архангельского технического университета Людмилой Щеголихиной меня познакомила директор Шенкурской детской художественной школы Елена Борисовна Чиркова. Поначалу знакомство было заочным, в том числе и через давнюю журнальную публикацию о ней. Я узнала, что Людмила Михайловна давно и очень плодотворно занимается росписью по дереву, работает в традициях народной росписи Севера. Она лауреат Ломоносовской премии за сохранение и развитие народных промыслов Севера. Премия была присуждена в 1996 году, когда Людмила Михайловна работала художником в "Беломорских узорах".

Этим летом Л.М. Щеголихина побывала в Шенкурске вместе с группой своих студентов из АГТУ. А в середине июля приехала в город еще раз вместе с друзьями из Санкт- Петербурга, педагогами и учащимися Дома детского творчества "Современник". Их совместные летние экспедиции по Русскому Северу стали традиционными. Чем же так привлек Шенкурск этих творческих людей?

- Я очень люблю наш Север. Стараюсь поближе его узнать, езжу в экспедиции, если есть возможность, - поясняет Людмила Щеголихина. - На этот раз привлекла выставка "Крестьянская живопись Поважья", которая проходила в Архангельске. А пригласила меня на эту выставку директор Шенкурской художественной школы Елена Борисовна Чиркова, с которой мы знакомы с юности.

Наша экспедиция в Шенкурск - это как бы продолжение названной выставки, где была представлена также шенкурская роспись. Я знала, что такая роспись существует, но не подозревала, что она так интересна. Посмотреть выставку приезжали и мои друзья из Санкт-Петербурга, из Вологды.

- Чем же вас так удивила эта выставка?

- Несмотря на то, что на Севере богатейшие традиции росписи по дереву, она мало профессионально изучена, очень мало специальной литературы. В музеях собрано множество подлинников, в том числе расписных прялок, утвари. Но это материал, который не изучен. На выставке я по-новому увидела шенкурскую роспись. Да, она знакома мне по "Беломорским узорам". Я знала минимум элементов, знала, что преобладает в основном красный цвет, характерны три розы, что это свободно- кистевая роспись. После посещения выставки "Крестьянская живопись Поважья" увидела, насколько она разнообразна, сколь богата по колориту, как много разных элементов, типов. Сегодня художник с ней может замечательно работать, с ней легко импровизировать, создавая красивые вещи, вполне современные. Это богатейший пласт культуры.

- И открываете вы его вместе со своими студентами...

- Для меня удача, что пригласили работать в университет на кафедру дизайна. Современный художник, особенно дизайнер, не может работать, отрываясь от корней, он должен знать традиции. Моим студентам это интересно. Мы с ними были на выставке. На кафедре поддержали мое предложение взять часть группы и съездить на практику в Шенкурск.

Наша цель была - познакомиться с центром росписи. Удивительная вещь: иногда можно просто приехать в такое место и, не увидев ни одной расписной вещи, что-то понять об этой росписи. Так было в моей практике с борецкой росписью, где много элементов архитектуры. Я никак не могла ее до конца познать. Однажды во время похода по реке Онеге увидела в старой деревне дом, украшенный такими же элементами.

Вот и в Шенкурске мы знакомились с городом и этим регионом, с большой коллекцией прялок в районном музее и художественной школе. И, главное, я и мои студентки изучали роспись с оригиналов, копировали, прорисовывали. Мы сделали тридцать копий, но это только начало. Я считаю, что копирование - это часть процесса глубокого изучения и обучения росписи. Думаю, что в Шенкурск буду приезжать еще, а если удастся, привезу сюда и студентов.

- Людмила Михайловна, а каким был ваш путь к мастерству?

- Рисую всегда, сколько себя помню. Учиться мастерству росписи начала в "Беломорских узорах" с 1979 года. За двадцать лет всему научилась; работая там, получила Ломоносовскую премию, начала участвовать в выставках, десять лет была в творческой группе и художником по образцам. Когда мне предложили войти в творческую группу, признаюсь, я мало что знала о росписи. Сейчас роспись - просто половина меня: это то, чем я зарабатываю, чему учу, что люблю...

- ...то, что дает вдохновение.

- Да, то, что дает вдохновение. Свою роль в этом сыграла судьба, просто все так сложилось в жизни. Но когда я начала этим заниматься серьезно, самостоятельно стала изучать роспись, поняла, насколько народное искусство не познано, а сохранившиеся подлинники дают богатый выбор тем, фантазий. С этим материалом нужно работать и работать не один год.

- Значит, народная роспись остается основой для творчества современных художников?

- У народной росписи есть свои каноны. Причем Архангельская область настолько богата традициями, что можно очень много работать. Хотя я занимаюсь со студентами росписью и народным творчеством, много рисую, кажется, что учиться рисовать нужно всю жизнь, таково уж это ремесло.

- У вас всегда огромное поле для самовыражения.

- Это так. Мне всегда нравится работать и с детьми, и со студентами, передавать им все, чему сама научилась. Я давно участвую в различных выставках, в том числе международных. Удалось достичь определенного признания. Очень приятно, что моя работа отмечена премией, что присвоили звание "Народный мастер России". В своем творчестве буду использовать шенкурскую роспись. Возрождение ее центра, на мой взгляд, возможно, поскольку здесь сохранена коллекция, есть люди, способные и готовые работать. Действительно, роспись хороша, замечательно смотрится в современных интерьерах. Года через два мы планируем сделать выставку "Традиции и современность" и собрать коллекцию работ современных художников, работающих в манере важской росписи.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя