|
Правда Севера
13 января 2005 (4)
Альберт НОВОСЕЛОВ.
Святыни души
Начну эти заметки с воспоминания. Осенью и зимой 1946 года мы с мамой жили на
далекой южнорусской станции Добринке, куда из поморской Койды совершили долгое и
невероятное путешествие.
В сумерках приходили в просторную хату крестьяне окрестных деревень, торговавшие
на местном рынке помидорами, семечками, холодцом, кто чем был богат. Не
скупились и с нами поделиться своим скудным домашним харчем. Расспросы,
разговоры... Втянулся и я в них. Было мне тогда девять лет, знал уже стихи,
рассказы, и как чутко эти простые люди слушали! Самым популярным стал "Сон
Макара", волшебный "святочный" рассказ Владимира Короленко. Каждый вечер
постоянно менявшиеся слушатели просили и им повторить "Сон".
Помню и сейчас их напряженное внимание к этому яркому, простому и чудесному
сюжету, словно прикасались они после дневных житейских хлопот к сказке, к мечте
- и стряхивали с души тяготы дня и тоже верили, что у них, как у
короленковского Макара-чалганца, деревянная чаша весов бога-тойона с грехами и
горестями не перетянет золотую чашу их трудов, работы - основы радости и
счастья, самого смысла их жизни.
Чуток слух народа, сразу улавливающего в литературной сказке истинную верность
писателя народной правде и справедливости - подлинным святыням русской души.
х х х
Популярная Клара Новикова утверждает, что современный стиль - телеграфный, "нет
времени на деепричастные обороты". На эстраде - может быть, даже и на вводные
слова и придаточные предложения. Но есть, я верю, неспешные читатели, которые не
смотрят современные телешоу с их юмором "ниже пояса" и уровнем интеллекта "ниже
плинтуса", а размышляют о жизни - и я вместе с ними.
Все средства промывания мозгов ныне включены на полную мощность, чтобы мы,
русские, изменили своим идеалам и убеждениям, растеряли все, чему неустанно
учили нас великие писатели.
На заре туманной юности был и я не лишен романтизма - наивного восприятия жизни
и веры в светлое будущее. Именно тогда прочел рассказ Короленко "Не страшное" -
привлек заголовок. Большой, своеобразный русский писатель Короленко для нашего
поколения не был актуальным, а как бы устаревшим и неинтересным. Однако "Не
страшное" читалось, как детектив - на одном дыхании, так ладно, художественно и
достоверно автор изложил историю учителя Павла Семеновича Падорина, чья жизнь
начиналась с романтической веры в идеалы, а кончилась мучительным поиском не по
его вине утраченных святынь души и "общего смысла жизни".
Сюжет прост. Веря, что свежие умы ищут "разгадки всех вопросов и большой
правды", и желая раскрыть юношам свет идеалов, учитель собирает их у себя на
квартире - читают, спорят, горят. Но начальство узнает про те "конспирации" и
указывает на их неуместность. Учитель решает увлечь гимназистов на уроках, видит
восторг в глазах воспитанников. Но опять его спрашивают, почему это он отходит
от материалов предписанных учебников. Нельзя-с! Так погасили пыл души.
Горькое сознание бессилия перед духовным гнетом, анализ взаимоотношений
окружающих его обывателей (дворник Гаврила убивает хозяина и домовладельца
Будникова из ревности и жадности, подстрекаемый скандалистом Роговым, бывшим
лучшим учеником Павла Семеновича Падорина), свое нарастающее равнодушие к
устремлениям юности - все ведет к ужасной истине: учитель и сам подпал под
влияние жизни без святынь души, под призыв мещанина Будникова "отбросить гордыню
и смириться", "перестать осуждать основы".
Жить и учительствовать там, куда "не проникает луч правды живой", Падорин не
может более...
Таков рассказ, читанный мною в юности в переломный момент жизни. Его-то я и
вспоминаю нынче всякий раз, когда слышу жестокие запреты думать и оценивать
события "вопреки воле начальства". Запреты, которые гасят живую мысль и пыл
души, как это случилось с учителем Падориным, чьи "не идущие к делу рассуждения"
о большой правде "никому не интересны", говорит в финале рассказа автор.
х х х
Пишу сегодняшние заметки в надежде, что вдруг да кто-то и перечтет или даже
впервые прочтет "Сон Макара" - и испытает вызываемое им чувство сопричастности
с жизнью народа, и умилится, и очистится от нынешних теленаваждений. "Не
страшное" погрузит его в мир настоящей русской литературы, доставит эстетическое
удовольствие от стиля, языка, мастерского построения сюжета. Обращение к
шедеврам необходимо, чтобы не погрязли мы окончательно "в незаметном, сером,
специфическом ужасе" повседневности, как говорится в рассказе Владимира
Короленко, написанном 101 год назад.
| |