Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
13 января 2005 (4)
Елена МАЛЫШЕВА.

Как живем, так и пишем

Ко Дню печати почему-то не принято писать о коллегах. А еще в архангельской журналистике не принято поощрять за реальные заслуги. Много лет губернатор Ефремов награждал журналистов своей премией. Мэр - своей. Спикер - своей. И у милиции были премии, у энергетиков, у налоговиков. В общем, о ком писали, те и награждали. В итоге получалось, что обиженных почти не было. Редко (но случалось, признаю) премии получали действительно достойные. Но поскольку каждый год награжденных было много, то никто сегодня и не упомнит хотя бы одного.

А вот 2004 год вынес на поверхность только одну фамилию - Азовского. Судя по "Правде Северо-Запада", которую он сам же редактирует, Илья сегодня у нас - главная политическая фигура, персона последнего выборного сезона и почти человек года. Одна из коллег вообще поставила Азовского в один ряд с Леонидом Парфеновым.

Сам Илья, коллега и мой бывший сосед, не даст соврать: еще полгода назад я неплохо к нему относилась. Теперь (он еще этого не знает) - плохо. Хотела ему все сказать глаза в глаза, но Илья не хочет больше меня видеть. Подозреваю, гложут остатки журналистской совести. Он ведь реально не дурак, просто, как подросток, попал в плохую компанию: с одной стороны - экзальтированный Жириновский, с другой - "Базэл" с его нехорошей репутацией.

Обе структуры искали яркий представительский персонаж. И нашли Илью, недооцененного (это я без иронии) "Поморьем". Будь у ТВ-начальства больше мудрости, оно направило бы неуемную энергию Ильи в нужное русло. А так... Все логично. Пришли другие и на мощном бурлящем потоке Ильи построили свою ГЭС. И пользуются теперь ею.

Куда идет энергия? Читайте "Правду Северо-Запада". Если какое-то предприятие "прописалось" на полосах газеты (АЦБК, Североонежский бокситовый рудник, Савинский цементный завод...), значит, оно уже под прицелом тех, на кого работает издание. Только Новодвинский комбинат начал в последнее время худо- бедно огрызаться на нападки "Правды Северо-Запада", благо есть у него для этого свое издание - "Независимый взгляд". Никакой он, конечно, не независимый, поздно спохватился к тому же, пишет не очень внятно... И вообще... Как сказала одна из коллег, двум этим газетам впору начать переписку по электронной почте: они там все о своем да о своем.

И - об общественном, скажете? О той же экологии, например, о безопасности труда... Соглашусь. Но, как всегда, есть за что похвалить любого из нас, так всегда же есть за что и охаять. Обруганные предприятия в этом смысле не лучше и не хуже прочих. Просто они нужны еще кому-то, кроме нынешних владельцев. Вот и мажут журналисты их заборы черной краской, чтобы смена собственника выглядела спасательной операцией.

Вообще обидно, что к 2005 году в области так и не появилось хотя бы одно авторитетное издание. Одни давно утратили былые позиции, другие их никогда уже не завоюют.

Подтверждением этому - последние выборы. Как лакмусовая бумажка - отказ абсолютного большинства кандидатов размещать свою рекламу в каких-либо газетах или ТВ-программах. У одних малы тиражи, у других низки рейтинги. В итоге всяк кандидат делал свою газету. А большинство избирателей отказывалось читать вал пиара, в котором уже и не разобрать было, где белый, где черный, кто там свой, кто чужой.

Это - сигнал не только прогнившей политической тусовке, но и нам, СМИ. Мы перестали быть ориентиром. У людей отпала потребность в нас, врущих и продающихся. Тот же Илья возразит: "Я не вру!" Допустим. Но жаргон, на котором выходит сейчас его газета, не оставляет сомнений: нам уже никогда не пить вместе чай с вареньем. И не потому, что я, Лена Малышева, такая цаца, не слышавшая прежде слова грубого. Есть разница между моим употреблением крепкого словца "для связи слов в предложении", без намека кого-то обидеть, и писанием вполне литературными словами с целью унизить. Такой журналистики у нас еще не было. И, надеюсь, скоро все-таки не будет.

Но что это я заладила о плохом в профессиональный праздник? Перехожу к хорошему. Читателям Архангельска мало знакомо имя Надежды Сухопаровой, хотя она - феномен в областной журналистике.

Почти 20 лет назад Сухопарова создала в Коряжме первую в стране собственную газету. Первой создала свою службу доставки. Ее "Трудовая Коряжма" - единственная - не теряет тиражи, какие бы ни были на дворе времена и как бы ни скакали у людей зарплаты (на это пеняет большинство редакторов). Она первой создала информационное агентство. Первой поняла, что газеты без телевидения теряют в цене, безнадежно опаздывая с новостями. А новостное телевидение хромает с аналитикой.

Сухопарова стала и первым редактором-директором, и только ей удалось совмещать две эти должности. Опыт абсолютно всех других хороших журналистов, ставших редакторами, показал: как только они заняли кабинеты начальников, они перестали быть классными журналистами. А "захватив" еще и директорские функции, перестали быть хорошими редакторами.

Сухопарова же много лет сама себе и экономист, и юрист, и менеджер, и журналист. Писать, конечно, ленится. Зато, когда надо, может не вставать из-за компьютера сутками. Она универсальна, поскольку владеет массой навыков: пишет, снимает, монтирует, может сама встать за печатную машину. Ее работоспособность, думаю, должна изучаться отдельно. Иногда Надежда напоминает солдата, которого давно мечтают "вывести" американцы, - сильного, смелого, неприхотливого.

Сухопарова - само зарядное устройство. Даже когда она говорит "я в депрессии", от нее искры летят! При этом энергия Надежды (в отличие от энергии Азовского) не бывает разрушительной. Всегда - только в мирных целях. Причем, если она за что-то берется, если даже все вокруг орут "ни за что и никогда не получится", она сделает.

Когда, например, в районах горят деревяшки, Сухопарова поднимает горожан. И тогда половину площадей редакции мгновенно заполоняют коробки с необходимым. И машину она всегда найдет, и отвезет... И никогда не скажет, что не журналистское это дело. Мол, социальные службы на что? Кроме нее, я знаю только одну журналистку, умеющую так же, - это Маргарита Александровна Булгакова из Плесецка. Она тоже владеет редким талантом мобилизатора.

И пусть мне возразят, что газеты давно перестали быть "агитатором, пропагандистом, организатором". Некоторые - перестали. А Сухопарова сама оставила за собой функции, которые не прописаны ни в одном договоре. И эти ее обязательства перед самой собой уже помогли спасти не одну жизнь. Буквально.

При этом (если кто-то не знает) Надежда тоже "продалась". Ее агентство сейчас под крылом "Илим Палпа". Но там, в отличие от "Базэла", никто не заставляет журналистов работать методами черного пиара. Ни разу - ни на одних выборах, ни в лесной войне, ни в будни - издания Сухопаровой не опустились до уничижительного тона. А показатель того, что баланс интересов владельцев комбината и горожан найден изданием верно, - все те же неизменные тиражи. Даже когда в крохотной Коряжме появились другие газеты, читать "Трудовую Коряжму" меньше не стали.

Кстати, там, в Коряжме, я поняла сразу несколько истин. Что побеждать на выборах можно исключительно белыми технологиями. Что работать в журналистике можно без укрывательства налогов. Что работать в корпоративном издании тоже можно честно. Что творческий человек, всегда нуждающийся в поглаживаниях, может писать раз в десять больше и интереснее при должной оценке и искренней поддержке коллег. Что хвалить, наконец, может только тот, кто силен или талантлив сам.

У Сухопаровой есть только один недостаток - создавать себе кумиров. Она буквально влюбляется в каждого нового сотрудника. И трудно потом расстается с иллюзиями. Потому что слишком много сразу же вкладывает в каждого. Надежда опекает все и всех. Она знает, кто плохо живет с женой, кому нужны деньги на ремонт, кто грезит отпуском, кого просто требуется встряхнуть командировкой... Она любит и умеет делать сюрпризы.

А вот чего она не умеет, так это принимать благодарности. И, кажется, плакать она тоже не умеет. Хотя очень сентиментальна. А чего ей очень не хватает, так это здоровой конкуренции. Сухопарова эффективней в боевых условиях.

Ядолго не могла понять, в чем секрет стойкости и мудрости Сухопаровой. Все встало на свои места, когда мне назвали ее девичью фамилию - Ротшильд. Может быть, программа заложена именно фамилией? Или все же глушью, в которой она родилась и где важней не регалии, а отношения? Или ее такую воспитал интеллигентный Питер, где она училась? Или сами коряжемцы, которых она так любит? Я не знаю.

Просто по Сухопаровой я поняла: как мы живем, так и пишем. Серости - серо, яркие личности - пылко и честно. Им нет нужды передергивать факты, чтобы на них обратили внимание.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя