|
Правда Севера
13 января 2005 (4)
Елена МАЛЫШЕВА.
Как живем, так и пишем
Ко Дню печати почему-то не принято писать о коллегах. А еще в архангельской
журналистике не принято поощрять за реальные заслуги. Много лет губернатор
Ефремов награждал журналистов своей премией. Мэр - своей. Спикер - своей. И у
милиции были премии, у энергетиков, у налоговиков. В общем, о ком писали, те и
награждали. В итоге получалось, что обиженных почти не было. Редко (но
случалось, признаю) премии получали действительно достойные. Но поскольку каждый
год награжденных было много, то никто сегодня и не упомнит хотя бы одного.
А вот 2004 год вынес на поверхность только одну фамилию - Азовского. Судя по
"Правде Северо-Запада", которую он сам же редактирует, Илья сегодня у нас -
главная политическая фигура, персона последнего выборного сезона и почти человек
года. Одна из коллег вообще поставила Азовского в один ряд с Леонидом
Парфеновым.
Сам Илья, коллега и мой бывший сосед, не даст соврать: еще полгода назад я
неплохо к нему относилась. Теперь (он еще этого не знает) - плохо. Хотела ему
все сказать глаза в глаза, но Илья не хочет больше меня видеть. Подозреваю,
гложут остатки журналистской совести. Он ведь реально не дурак, просто, как
подросток, попал в плохую компанию: с одной стороны - экзальтированный
Жириновский, с другой - "Базэл" с его нехорошей репутацией.
Обе структуры искали яркий представительский персонаж. И нашли Илью,
недооцененного (это я без иронии) "Поморьем". Будь у ТВ-начальства больше
мудрости, оно направило бы неуемную энергию Ильи в нужное русло. А так... Все
логично. Пришли другие и на мощном бурлящем потоке Ильи построили свою ГЭС. И
пользуются теперь ею.
Куда идет энергия? Читайте "Правду Северо-Запада". Если какое-то предприятие
"прописалось" на полосах газеты (АЦБК, Североонежский бокситовый рудник,
Савинский цементный завод...), значит, оно уже под прицелом тех, на кого
работает издание. Только Новодвинский комбинат начал в последнее время худо-
бедно огрызаться на нападки "Правды Северо-Запада", благо есть у него для этого
свое издание - "Независимый взгляд". Никакой он, конечно, не независимый, поздно
спохватился к тому же, пишет не очень внятно... И вообще... Как сказала одна из
коллег, двум этим газетам впору начать переписку по электронной почте: они там
все о своем да о своем.
И - об общественном, скажете? О той же экологии, например, о безопасности
труда... Соглашусь. Но, как всегда, есть за что похвалить любого из нас, так
всегда же есть за что и охаять. Обруганные предприятия в этом смысле не лучше и
не хуже прочих. Просто они нужны еще кому-то, кроме нынешних владельцев. Вот и
мажут журналисты их заборы черной краской, чтобы смена собственника выглядела
спасательной операцией.
Вообще обидно, что к 2005 году в области так и не появилось хотя бы одно
авторитетное издание. Одни давно утратили былые позиции, другие их никогда уже
не завоюют.
Подтверждением этому - последние выборы. Как лакмусовая бумажка - отказ
абсолютного большинства кандидатов размещать свою рекламу в каких-либо газетах
или ТВ-программах. У одних малы тиражи, у других низки рейтинги. В итоге всяк
кандидат делал свою газету. А большинство избирателей отказывалось читать вал
пиара, в котором уже и не разобрать было, где белый, где черный, кто там свой,
кто чужой.
Это - сигнал не только прогнившей политической тусовке, но и нам, СМИ. Мы
перестали быть ориентиром. У людей отпала потребность в нас, врущих и
продающихся. Тот же Илья возразит: "Я не вру!" Допустим. Но жаргон, на котором
выходит сейчас его газета, не оставляет сомнений: нам уже никогда не пить вместе
чай с вареньем. И не потому, что я, Лена Малышева, такая цаца, не слышавшая
прежде слова грубого. Есть разница между моим употреблением крепкого словца "для
связи слов в предложении", без намека кого-то обидеть, и писанием вполне
литературными словами с целью унизить. Такой журналистики у нас еще не было. И,
надеюсь, скоро все-таки не будет.
Но что это я заладила о плохом в профессиональный праздник? Перехожу к
хорошему. Читателям Архангельска мало знакомо имя Надежды Сухопаровой, хотя она
- феномен в областной журналистике.
Почти 20 лет назад Сухопарова создала в Коряжме первую в стране собственную
газету. Первой создала свою службу доставки. Ее "Трудовая Коряжма" -
единственная - не теряет тиражи, какие бы ни были на дворе времена и как бы ни
скакали у людей зарплаты (на это пеняет большинство редакторов). Она первой
создала информационное агентство. Первой поняла, что газеты без телевидения
теряют в цене, безнадежно опаздывая с новостями. А новостное телевидение хромает
с аналитикой.
Сухопарова стала и первым редактором-директором, и только ей удалось совмещать
две эти должности. Опыт абсолютно всех других хороших журналистов, ставших
редакторами, показал: как только они заняли кабинеты начальников, они перестали
быть классными журналистами. А "захватив" еще и директорские функции, перестали
быть хорошими редакторами.
Сухопарова же много лет сама себе и экономист, и юрист, и менеджер, и журналист.
Писать, конечно, ленится. Зато, когда надо, может не вставать из-за компьютера
сутками. Она универсальна, поскольку владеет массой навыков: пишет, снимает,
монтирует, может сама встать за печатную машину. Ее работоспособность, думаю,
должна изучаться отдельно. Иногда Надежда напоминает солдата, которого давно
мечтают "вывести" американцы, - сильного, смелого, неприхотливого.
Сухопарова - само зарядное устройство. Даже когда она говорит "я в депрессии",
от нее искры летят! При этом энергия Надежды (в отличие от энергии Азовского)
не бывает разрушительной. Всегда - только в мирных целях. Причем, если она за
что-то берется, если даже все вокруг орут "ни за что и никогда не получится",
она сделает.
Когда, например, в районах горят деревяшки, Сухопарова поднимает горожан. И
тогда половину площадей редакции мгновенно заполоняют коробки с необходимым. И
машину она всегда найдет, и отвезет... И никогда не скажет, что не журналистское
это дело. Мол, социальные службы на что? Кроме нее, я знаю только одну
журналистку, умеющую так же, - это Маргарита Александровна Булгакова из
Плесецка. Она тоже владеет редким талантом мобилизатора.
И пусть мне возразят, что газеты давно перестали быть "агитатором,
пропагандистом, организатором". Некоторые - перестали. А Сухопарова сама
оставила за собой функции, которые не прописаны ни в одном договоре. И эти ее
обязательства перед самой собой уже помогли спасти не одну жизнь. Буквально.
При этом (если кто-то не знает) Надежда тоже "продалась". Ее агентство сейчас
под крылом "Илим Палпа". Но там, в отличие от "Базэла", никто не заставляет
журналистов работать методами черного пиара. Ни разу - ни на одних выборах, ни в
лесной войне, ни в будни - издания Сухопаровой не опустились до уничижительного
тона. А показатель того, что баланс интересов владельцев комбината и горожан
найден изданием верно, - все те же неизменные тиражи. Даже когда в крохотной
Коряжме появились другие газеты, читать "Трудовую Коряжму" меньше не стали.
Кстати, там, в Коряжме, я поняла сразу несколько истин. Что побеждать на выборах
можно исключительно белыми технологиями. Что работать в журналистике можно без
укрывательства налогов. Что работать в корпоративном издании тоже можно честно.
Что творческий человек, всегда нуждающийся в поглаживаниях, может писать раз в
десять больше и интереснее при должной оценке и искренней поддержке коллег. Что
хвалить, наконец, может только тот, кто силен или талантлив сам.
У Сухопаровой есть только один недостаток - создавать себе кумиров. Она
буквально влюбляется в каждого нового сотрудника. И трудно потом расстается с
иллюзиями. Потому что слишком много сразу же вкладывает в каждого. Надежда
опекает все и всех. Она знает, кто плохо живет с женой, кому нужны деньги на
ремонт, кто грезит отпуском, кого просто требуется встряхнуть командировкой...
Она любит и умеет делать сюрпризы.
А вот чего она не умеет, так это принимать благодарности. И, кажется, плакать
она тоже не умеет. Хотя очень сентиментальна. А чего ей очень не хватает, так
это здоровой конкуренции. Сухопарова эффективней в боевых условиях.
Ядолго не могла понять, в чем секрет стойкости и мудрости Сухопаровой. Все
встало на свои места, когда мне назвали ее девичью фамилию - Ротшильд. Может
быть, программа заложена именно фамилией? Или все же глушью, в которой она
родилась и где важней не регалии, а отношения? Или ее такую воспитал
интеллигентный Питер, где она училась? Или сами коряжемцы, которых она так
любит? Я не знаю.
Просто по Сухопаровой я поняла: как мы живем, так и пишем. Серости - серо, яркие
личности - пылко и честно. Им нет нужды передергивать факты, чтобы на них
обратили внимание.
| |