Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
5 мая 2005 (82)
Евгений ОВСЯНКИН.

Почему рядовой командовал офицерами

Вначальный период Великой Отечественной войны ленинградская пресса, фронтовая печать не раз сообщали о боевых делах летчика-истребителя морской авиации Балтийского флота Георгия Дмитриевича Костылева, выходца из Важского края. (Ровдинский сельсовет, деревня Копеецкая).

Таким асом может по праву гордиться наша авиация. Специалисты вносят имя Костылева наряду с Кожедубом, Покрышкиным, Гулаевым и рядом других в число 50 лучших летчиков военного времени.

Достаточно сказать, что уже к апрелю 1942 года гвардии старший лейтенант Г. Д. Костылев совершил 233 боевых вылета, провел 59 воздушных боев, сбил лично 9 и в составе группы 34 самолета противника.

Осенью 1942 года Костылев был назначен командиром эскадрильи. Число воздушных побед быстро росло; 23 октября 1942 года, в труднейшие для нашей армии дни, Костылеву присвоено звание Героя Советского Союза.

В биографии Георгия Дмитриевича есть такие моменты, что о некоторых из них невозможно было писать вплоть до недавнего времени.

"Это был мой хороший боевой товарищ, - писал мне уроженец Вологодской области Игорь Каберов. - Летая в паре (я был его ведомым), мы не раз участвовали в тяжелых боях. Костылев неизменно побеждал в этих схватках. Я учился у него боевому опыту и всегда буду помнить этого веселого, открытого русского парня, чьей храбрости и бесстрашию мог позавидовать любой летчик".

Каберов советовал поискать родственников Костылева, а также писателя Николая Чуковского, автора книги "Балтийское небо"; очень важно, что бои главного героя произведения Константина Лунина - это подлинные бои Георгия Костылева.

Велика была моя радость, когда я получил письмо от Н. К. Чуковского - сына знаменитого Корнея Ивановича Чуковского. Как уже отмечено выше, известный в свое время писатель был автором упомянутого романа, который лег в основу одноименного двухсерийного кинофильма. Вот некоторые сведения из этого письма.

"В 1942 году я служил с Георгием Дмитриевичем Костылевым в одной дивизии и много с ним общался. Это был человек бесстрашный, умный и виртуоз воздушного боя. Среди других летчиков он резко выделялся своей культурностью, начитанностью. Человек он был скромный, любимый товарищами. Некоторые описанные мною в романе бои Лунина были в действительности боями не Лунина, а Костылева. Произошло это так. Костылев был замечательный рассказчик, и я записывал его рассказы о боях, а потом использовал это в романе".

Из песни слова не выкинешь: Чуковский сообщил мне и другие сведения о Костылеве, которые не добавляли ничего к его славе.

"Георгий Дмитриевич, - писал мне Николай Корнеевич, - имел только один недостаток - выпивал лишнее. Эта несчастная его склонность принесла герою много горя. Его разжаловали из капитанов в рядовые, но так как летчик он был исключительный и незаменимый, то продолжал командовать эскадрильей, будучи рядовым, - случай совершенно невероятный, единственный в своем роде..."

Между тем мне стали приходить вести от родственников героя. Обстоятельное письмо и вырезку из фронтовой газеты я получил из Москвы от двоюродного брата Георгия Дмитриевича - Александра Федоровича.

"Имя этого балтийского аса наводило ужас на немецких летчиков", - говорилось в корреспонденции военной газеты. "Ахтунг! Ахтунг! В воздухе "крокодил" Костылева! В воздухе Костылев!" - такое предупреждение летело по радио с немецких аэродромов, когда в синеве неба, на фоне белых, как мел, облачных пятен появлялся необычной раскраски самолет, ведомый Г. Д. Костылевым.

"Трудно вспомнить, когда родилась эта идея, - писал мне брат героя, - но однажды друзья прославленного балтийского летчика Георгия Костылева стали свидетелями необычного зрелища: к снаряженному по-боевому летчику подкатил самолет, по раскраске напоминающий крокодила с разинутой пастью. Так и пошло с тех пор: балтийский ас Георгий Костылев летает на "крокодиле".

Многие из хваленых гитлеровских летчиков, сбитые Георгием, просили разрешения посмотреть на него, и каждый раз выражали нескрываемую досаду, увидев совсем еще молодого человека.

"Костылев - исключительной отваги и мужества летчик, - говорится в наградном листе Героя. - Своим бесстрашием и умением бить врага в воздушном бою наверняка снискал уважение всех летчиков не только в полках бригады, но и в авиационных частях других соединений".

Самолет Костылева был экспонирован в 1944 году на выставке героической обороны Ленинграда. На его фюзеляже 42 звезды - число сбитых вражеских самолетов.

Еще один документ, точнее - выдержки из современного расследования санкт- петербургского журналиста, часть из которых появилась на сайтах Интернета. В. Мельников подробно раскрыл и ту страницу биографии Георгия Дмитриевича, о которой до сего времени почти не упоминалось. Речь идет о событиях, связанных с разжалованием Георгия Дмитриевича и лишением его всех наград.

По словам упомянутого журналиста, "в конце февраля 1943 года Костылев во время предоставленного ему отпуска поехал к матери, которая жила в блокадном Ленинграде. То, что он здесь увидел, поразило его: люди умирали от голода и холода, питались кожаными ремнями, за водой надо было идти к замерзшей Неве. Незадолго до возвращения в свою часть Костылев познакомился с одним "тыловым" майором, который пригласил известного летчика на встречу. Каково же было удивление Георгия, когда он увидел богато обставленную квартиру и стол, ломившийся от еды и изысканного алкоголя. Возмущенный Костылев отчитал майора, а когда тот схватился за пистолет, забрал у него оружие и пару раз хорошенько ударил. Перебив в гневе часть посуды, расстроенный летчик покинул этот дом.

После возвращения в свою часть Костылев рассказал об этой истории своим коллегам и командиру полка. Однако солидарность коллег оказалась не очень сильной, у их командира были хорошие контакты с авиационным начальством. Вскоре Георгия Костылева арестовали и судили. Он был разжалован до рядового. Его лишили наград и звания Героя Советского Союза, а затем отправили в роту штрафного батальона морской пехоты на Ораниенбаумский плацдарм - в места, где прошло его детство...

Трудно сказать: является ли этот рассказ обычной "байкой" друзей Костылева или же сущей правдой, но разжалование заслуженного летчика состоялось. И он воевал рядовым в пехоте на Ораниенбаумском плацдарме".

Затем Василию Голубеву, другу Костылева, удалось перетащить опального летчика в свое подразделение. Костылев был направлен рядовым пилотом в 4-й Гвардейский истребительный авиационный полк. В первом же воздушном бою, 21 апреля 1943 года, Костылев сбил над Копорским заливом финский "Фиат". Затем, прижав второй к воде, приказал ведомому атаковать его. Очередь последнего была также точной... После этого боя рядовой Костылев был назначен командиром звена. В 1944 году Костылеву вернули все награды и звание майора. Вскоре после этого назначили главным инспектором истребительной авиации Балтийского флота. В этой должности он служил до конца войны. Ему, как инспектору, запрещалось выполнение боевых вылетов, но летчик при каждой возможности нарушал запрет.

Прилетая в полки с инспектированием, он летал на боевые задания, сбивал самолеты, но никогда не брал официальных подтверждений побед и, соответственно, не записывал сбитые машины на свой счет, отдавая их тем, с кем летал в бой.

Всего же во время войны Костылев совершил 418 боевых вылетов, в 112 воздушных боях сбил лично 12 и в группе 34 самолета противника. (Сюда не вошли победы, которые он одержал в должности инспектора).

Приведу письмо сестры Георгия Зои Дмитриевны от 9 мая 1963 года: "Гоша (...) окончил 9 классов средней школы и аэроклуб, а в 1934 году - Центральную летную школу в Тушино. В армии с 1939 года. За участие в советско-финляндской войне 1939-1940 годов награжден орденом Красного Знамени".

Георгий Дмитриевич прожил, к сожалению, очень короткую жизнь. До 1953 года, т. е. до 40-летнего возраста, он продолжал военную службу. Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, медалями.

Он умер 30 ноября 1960 года. В соответствии с завещанием Костылев похоронен на мемориальном кладбище защитников Ораниенбаумского плацдарма в Ломоносове. Его имя носит одна из улиц города Ломоносова.

Евгений ОВСЯНКИН. Почетный доктор ПГУ.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя