Правда Севера
6 сентября 2005 (164)
Светлана НИКОЛАЕВА.
Расцветут сады под Харьковом
В начале сентября - юбилей советника управления "Архангельскавтодор" Владимира
Ивановича Бондаревского
Должность Владимира Ивановича Бондаревского в "Архангельскавтодоре" говорит сама
за себя. Когда возникают проблемные ситуации, сотрудники часто слышат от
начальника управления Алексея Федоровича Верещагина: "А вы сходите к
Бондаревскому, посоветуйтесь..."
Сам Алексей Федорович признается, что и он, и его коллеги любя называют
Бондаревского своей энциклопедией. В его голове - информация о прошлом и
настоящем дорожной сети, обо всех объектах, построенных в области за сорок с
лишним лет. Можно сказать, Бондаревский пешком исходил все наши дороги. Знает не
только каждый километр, но и строивших его людей, причем, помимо руководства,
мастеров, бригадиров, рядовых рабочих.
- Вот у меня три зама, квалифицированный штат специалистов, но ни одно совещание
не проходит в управлении без участия Владимира Ивановича, - подмечает
А.Ф.Верещагин. - В его мнении, взгляде на ситуацию все мы нуждаемся.
Бондаревский - это наш критерий глубины изучения вопроса, обдуманности
принимаемых решений.
- А еще, - продолжает А.Ф.Верещагин, - Бондаревскому в управлении поручена
работа с письмами. Самая тонкая, надо сказать, работа. И в ней он, как всегда,
серьезен, кропотлив, основателен. Безупречно справляется с поручениями областной
администрации и других официальных структур. Письма, подготовленные
Бондаревским, я подписываю, будучи абсолютно уверенным: здесь ничего
перепроверять не надо.
Владимир Иванович Бондаревский - обязательный участник техсоветов
"Архангельскавтодора". И нынешний начальник техотдела Сергей Николаевич Жуков, и
предыдущий, к тому же давний друг Владимира Ивановича, Анатолий Васильевич
Вощиков подчеркивают необходимость консультаций Бондаревского. Человек
исключительной профессиональной грамотности, Бондаревский - один из первых
специалистов с высшим образованием в нашем дорожном строительстве. Но об этом и
о некоторых других фактах его интересной биографии - чуть позже...
"Басурманы" в Дергачах.
К маю под Харьковом распахивают чернозем и белят фруктовые деревья. Незабываемое
сочетание черного и белого. Оно и сейчас стоит у Владимира Ивановича перед
глазами.
Довоенное детство выдалось у Володи Бондаревского счастливым. В его родных
Дергачах царила атмосфера нескончаемого праздника. Славился райцентр хором
потребкооперации, где мать Володи пела, а отец играл в оркестре. В доме тоже
устраивались спевки, и только болезнь бабушки омрачала семейное веселье.
Бабушка помнила восемнадцатый год, когда немцы оккупировали Харьков, и истово
молила Бога забрать ее на небо до нового нашествия басурман. Умерла она за две
недели до начала войны...
Шестилетний Володя пережил фашистскую оккупацию, длившуюся с октября сорок
первого до августа сорок третьего, вместе со взрослыми. Помнит, что виселица в
центре Дергачей все это время не пустовала... Но надо было выжить и дождаться
наших.
Остров... Архангельск
После войны Владимир закончил школу. Вернувшийся с фронта отец был единственным
кормильцем в семье, и юноша поступил на вечернее отделение Харьковского
автодорожного института. Отслужил в армии. Защитил диплом. Работал лаборантом на
кафедре мостов, а в начале шестидесятых перешел в преподаватели.
Все бы хорошо, да у молодоженов Бондаревских не было жилья. И тут с Севера
приехал в alma mater Сергей Фомич Максименко. Ни уговаривать, ни агитировать
Владимира долго не пришлось: в Архангельске, помимо квартиры, ему предлагали
перспективную работу по подготовке дорожников на факультете промышленного и
гражданского строительства АЛТИ.
Бондаревский, однако, вузовской карьерой не соблазнился: "Хочу на производство".
"Ну, иди, если грязи не боишься", - ответил на это Максименко. И в 1964 году в
Архангельске, в ДРСУ N 2 появился прораб по строительству искусственных
сооружений Владимир Бондаревский.
В то время федеральная дорога Москва - Архангельск преодолевала первые десятки
километров. Без дорог Архангельск был как остров... Предстояли годы интенсивного
дорожного строительства.
Корона не свалится
- Бывало так, - рассказывает Владимир Иванович, - что по 200-250 дней в году
выпадало на командировки. Строили одновременно до ста с лишним объектов. Конечно
же, я втянулся, врос и в эту работу, и в Север. Никуда я отсюда не уехал. Даже
тогда, когда мой земляк Максименко дослужился на Украине до замминистра.
Всю свою трудовую книжку Владимир Иванович знает наизусть. В шестьдесят шестом
году назначен главным инженером областного дорожного управления. С шестьдесят
девятого по семьдесят второй - начальником, причем самым молодым в России. И
снова, до девяносто шестого года, Бондаревский в должности главного инженера.
Почти 30 лет Владимир Иванович - член президиума обкома профсоюза работников
дорожного хозяйства. Не забывал и о преподавании. Читал лекции по экономике
дорожного строительства, был председателем ГЭК по защите дипломных проектов,
представителем министерства на распределении молодых специалистов. В
"Архангельскавтодоре" уверены, что ни один из дорожников, подготовленных в нашем
техническом вузе, не миновал так или иначе Владимира Ивановича. В молодежи
Бондаревский ценит пытливость ума, ободряет практикантов: спрашивайте - корона
не свалится.
Про Егорку и Вилиса Лациса
...Из Плесецка приехал Анатолий Михайлович Кузьмук, возглавляющий местное
дорожное управление. Отыскал редакцию специально, чтобы сказать о Бондаревском
несколько добрых, искренних слов:
- Владимир Иванович - он ведь из тех людей, которые никогда не проходят мимо.
Неравнодушный, внимательный. В том, что дорога, связывающая Плесецк с областным
центром, служит исправно, что все мосты на ней - железобетонные, - есть и его,
Бондаревского, заслуга. Когда в области осуществлялась программа "Дороги
Нечерноземья", Владимир Иванович очень много сделал для северной глубинки. И мои
коллеги из других районных дорожных управлений это подтвердят.
...У супругов Бондаревских - двое детей и трое внуков. Дочь с зятем - дорожники.
Младший внук, девятимесячный Егорка, - продолжатель фамилии Бондаревских. Так,
может быть, не только фамилию, но и дело предстоит ему продолжить, которому
юбиляр верен до сих пор?
Напоследок откладываю для Бондаревского самые сложные, оправданные по большим
датам вопросы.
- Есть ли у вас, Владимир Иванович, непреложные правила - истины, к которым вы
пришли через столько лет? Как жить-то надо?
- Не надо переоценивать свои возможности, чтобы потом не говорить: вот, мол, не
повезло... Надо знать свой потолок. Я, например, никогда не хотел быть
политиком. Это не по мне. Я люблю заниматься конкретным трудом.
И еще. Надо понимать, что собственный авторитет, уважение к себе завоевываются
ровным отношением к людям. В моих правилах - ценить в человеке личность, не
повышать на него голос, никого не называть на "ты".
- А что бы вы еще хотели сделать в жизни?
- Вы знаете, у меня неплохая библиотека - более двух тысяч томов, не считая
специальной литературы. Люблю исторические романы, прозу Пушкина, Ремарка,
Лациса. Вот бы прочитать все собранные книги! Ну, и мечтаю съездить на малую
родину в пору, когда там сады цветут...
|