Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
14 января 2006 (5)
Павел Иванов.

Принуждение к добру

Приметой нашего времени стала дискуссия о социальной ответственности бизнеса. Как только мы разобрались, что "человек с ружьем" (государство) и "человек с рублем" (бизнес) - это все-таки разные персонажи, стало понятно, что нам, простым смертным, нужно бояться только полной победы одного из них над другим.

Сточки зрения любого предпринимателя, его главная общественная функция заключается в производстве материальных ценностей, создании рабочих мест и регулярной уплате налогов в бюджеты всех уровней. Разговор об иных формах "социальной ответственности" в условиях, когда власти не хватает денег для решения социальных проблем, обычно означает предложение поделиться частью прибыли. Подразумевается, что жертвователи на общественные нужды могут рассчитывать на особую благосклонность властей.

Чиновники разного уровня на публике читают бизнесменам моральные проповеди, а у последних теперь в ходу шутка о том, что "привлечение к социальной ответственности" - это ослабленный вариант "высшей меры социальной защиты".

Дополнительный оброк на восстановление памятников культуры, ликвидацию последствий катастроф и терактов, детские и спортивные сооружения принимается населением "на ура" - ведь богатые всегда "виноваты" в своем богатстве. Вот только "робингудовские" методы власти вызывают смутную тревогу. Ведь, собирая деньги в различные благотворительные фонды, чиновники занимаются не своим делом. Эти фонды, как правило, непрозрачны и могут иметь коррупционную природу. Получается, что для чиновника есть "хорошие" и "нехорошие" компании по критериям, не имеющим отношения к их деятельности. Правила игры, установленные сегодня для бизнеса, заключаются не в приглашении к благотворительности, а в прямом "принуждении к добру", и часто - мимо кассы налоговых органов.

Ассоциация СМИ "Северо-Запад" провела недавно по этой проблеме "круглый стол" с участием редакторов ведущих изданий региона и руководителей частных предприятий, входящих в Санкт-Петербургскую международную бизнес-ассоциацию на Северо-Западе (СПИБА). О том, что крупный бизнес сегодня очень часто вынужден выступать в качестве "отца-кормильца" для социальной сферы целых городов и областей, заменяя собой финансово беспомощную местную власть, рассказал директор по региональным программам крупнейшей в России лесопромышленной корпорации "Илим Палп" Андрей Калинин. По его словам, им пришлось создать особый департамент развития больших территорий - с затерянными в лесах поселками, дорогами, аэродромами, школами, детскими садами и магазинами. Важную роль также играет своевременная денежная подпитка инициатив мэров и губернаторов в тех регионах, где корпорация работает. Внешние социальные программы корпорации фактически становятся параллельным бюджетом для таких поселений. При этом, всем очевидно, что частной компании невыгодно подменять собой государство. Да и население в местах развития ее бизнеса оказывается в почти феодальной зависимости от доброй воли "капиталистов".

Изначально благотворитель - это человек, добровольно и безвозмездно передающий свои средства нуждающимся, проявляющий сострадание. Есть еще слова "меценат" и "спонсор". За ними стоят различные оттенки мотивации. Принято считать, что мотивом для первого является тщеславие, для второго - рационально просчитанная рекламная выгода. Но в любом случае речь идет о добровольном решении.

Враждебность нашего общества к предпринимателям проявляется в постоянной подозрительности к любому их шагу. Вот сейчас многие курильщики в России получают вместе с сигаретами фабрики "Филипп Моррис Ижора" маленькие буклеты о составе того, что они курят, о заблуждениях по поводу "легкости" некоторых марок и о риске для своего здоровья. Этот жест руководства компании вызвал в СМИ только желчные замечания о том, что табачники, мол, стремятся предотвратить многомиллионные иски курильщиков. Многие участники той встречи указывали на то, что наша пресса боится писать о благотворительных акциях и даже просто говорить об экономических успехах компаний. Та же "Филипп Моррис" вложила в российскую экономику 600 млн долларов, обеспечила работой полторы тысячи человек и является вторым по значимости налогоплательщиком в Ленинградской области. Но об этом знают только специалисты.

Втом, что СМИ живут в мире негативных образов и терроризируют общественное сознание "чернухой", есть вина законодателей, которые побоялись дать журналистам право бесплатно писать о хорошем. "Любое упоминание, кроме некролога, - это реклама". Тогда почему бы налоговым органам позитивные сообщения о действиях конкретных компаний не считать бесплатной социальной рекламой - источником хороших эмоций и душевного здоровья нашего народа? По мнению исполнительного директора Санкт-Петербургской международной бизнес-ассоциации на Северо-Западе (СПИБА) Наталии Кудрявцевой, "ответственность бизнеса во многом производна от более широкой проблемы социальной ответственности власти, которая заключается в том, чтобы создавать условия для развития бизнеса и эффективно расходовать средства от налогов на нужды общества. Если эти условия будут соблюдены, и при этом еще государство добьется, чтобы все компании платили налоги в полном объеме, то такую ситуацию можно считать идеальной".

Нормальной мировой практикой является сотрудничество бизнеса и общественных благотворительных организаций. Власти могут косвенно содействовать финансовому наполнению этих структур через единые для всех налоговые льготы для благотворителей. Но персональные "просьбы" чиновника к бизнесменам нужно рассматривать как основание для прокурорской проверки, какими бы высокими материями они ни прикрывались. Если предприниматель помогает ветеранам и сиротам, он должен получать общественную поддержку и одобрение властей. Последнее может выражаться в популяризации его действий через СМИ, даже за счет государства - а почему бы нет? Сообщение в газете лучше сунутой впопыхах почетной грамоты, и штраф за "скрытую рекламу" от мэра или губернатора выписывать не станут. Нам ведь не важно, что именно движет благотворителем - совесть, чувство или холодный расчет (кстати, у нормальных людей они обычно действуют одновременно). Важно, что он реально улучшает нашу жизнь.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя