Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
24 января 2006 (11)
Елена ИРХА.

Смелость, достойная Шекспира

О спектакле "Ричард III" Архангельского театра драмы

Надо отдать должное отваге того театра, что решился поставить трагедию Шекспира. Зрители нынче охотнее смотрят комедии с сюжетом "он, она, окно и любовник". Последний раз в Архангельском театре драмы ставили трагедию Шекспира без малого тридцать лет назад. То был спектакль "Король Джон", а заняты в нем были актеры, которые сегодня считаются легендой театра - заслуженная артистка РСФСР Светлана Невоструева и народный артист СССР Сергей Плотников.

Шекспир для русских актеров всегда был труден. Как англичанам нелегко даются пьесы Чехова (которого они, кстати, очень любят), так и нашим актерам весьма непросто точно уловить колорит шекспировских пьес. Собственно, пьеса Шекспира - это экзамен на зрелость театра, проба на совершенство. Потому так мало в российских театрах спектаклей на шекспировские темы. Удачные постановки можно пересчитать по пальцам, а очень удачные немедля записываются в нескончаемый учебник под названием "История российского театра". И чтобы некий провинциальный театр замахнулся на солнце английской классики! Да сам факт эдакой наглости уже вызвал насмешки. А напрасно.

Спектакль не оставил чувства фальши. Что тому способствовало - игра актеров, звук, свет, музыка, атмосфера на сцене или в зале, трудно понять. Все вместе. Есть и новшества. Во-первых, современный перевод трагедии. Он выполнен Георгием Беном (до того пользовались переводом Дружинина, автора XIX века). Потому многие реплики звучат со сцены неожиданно современно. Есть и некое матерное слово, но при желании его можно считать и литературным, поскольку "приличной" замены в русском языке просто нет. А знаменитое "Полцарства за коня!" в новом переводе представлено как "Престол мой за коня!" Во-вторых, фоном в спектакле звучит современная музыка из композиций Рика Уайкмана, Питера Гэбриэла, рок-групп "Tangerine Dream" и "Aerosmith". И, надо сказать, это музыкальное сопровождение весьма органично вписалось в контекст спектакля.

Сюжет шекспировской пьесы уже кто-то назвал "не устаревшим и в наши сложные, суровые дни". Судя по трагедии, дни во времена Шекспира тоже не были беззаботными. Конечно, борьба за власть, невероятная жажда этой самой власти, устранение конкурентов - тема бессмертная и увлекательная. Однако ж назвать пьесу актуальной сегодня будет, пожалуй, чересчур. Кажется, режиссер Петр Суворов пошел по традиционному для российского театра пути: поле битвы не конкретное место и действие, а душа человеческая. В этом плане очень интересна работа актера Александра Дунаева, который в реальной жизни является еще и властным директором театра. Дунаев взял на себя тяжелый крест главной роли. Его Ричард - сплав хитрости и безумия, маньяк, решивший устранить всех и вся на пути к заветному трону. Он одновременно опасен и жалок, как всякий невменяемый правитель. Вообще, в спектакле заметна слаженная актерская игра. Есть очень интересные актерские находки (особенно хочется отметить Сергея Чуркина и Людмилу Советову) и сильные сцены, но в целом актерам и режиссеру еще найдется над чем поработать. Понятно, что спектакль еще не "обкатан" и в нем есть чисто технические шероховатости. К несомненным плюсам спектакля можно отнести решение сценического пространства (художник-постановщик Максим Галкин) и костюмы художника театра Любови Подгорбунской. Действие спектакля происходит одновременно на трех ярусах, соединяющихся лестницами. Костюмы соответствуют исторической эпохе без всяких условностей и расчетов на богатую фантазию зрителя.

Природа власти всегда интересовала художников. Ее взлеты, падения, предательство по отношению к другим и к себе, - вот о чем рассказал нам Шекспир в своей пьесе и вот о чем спектакль Архангельского театра драмы "Ричард III". Высокая классика - высокая планка. Возьмем?



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя