Правда Севера
26 января 2006 (13)
Сергей ДОМОРОЩЕНОВ.
Авантюры Бориса Егорова
Ф. А. Абрамов - один из тех писателей, кто очень хотел, чтобы в Архангельске был
открыт литературный музей. Федор Александрович говорил: "Прекрасно представлена
материальная культура прошлого в Малых Корелах. Но как будет увековечено
словесное искусство Севера, мир сказки и былины, незабываемые имена Марии
Кривополеновой, Марфы Крюковой, Алексея Чапыгина, Бориса Шергина, Степана
Писахова". Музей, о котором беспокоился Федор Александрович, есть. В марте ему
исполнится 11 лет. В его фондах - около 100 тысяч единиц хранения. Открыт он и
действует благодаря Б.М.Егорову, чья судьба связана и с "Правдой Севера".
Под эгидой литературного музея вышло около 40 книг. Они, отредактированные и
изданные Б. Егоровым, получили премии имени М. Ломоносова, Н. Рубцова, Б.
Шергина, Ф. Абрамова, К. Гемп.
- Борис Михайлович, почему вы, ленинградец, с берегов Невы переехали на Двину?
- В 1967 году меня, студента третьего курса журфака ЛГУ, направили в "Правду
Севера" на практику. Вскоре редактор газеты Иван Мартынович Стегачев предложил
стать штатным сотрудником. Я согласился. Работал и продолжал учиться на очном
отделении.
- На очном?
- Да. Ездил на сессии в Питер и сдавал экзамены со своими сокурсниками.
"Правда Севера", можно сказать, меня вынянчила, обтесала, научила быть честным в
изложении фактов. Посчастливилось перенимать опыт у Павла Некрасова, Александра
Семакова, Евгения Салтыкова, Калестина Коробицына. Мы соперничали в подаче
материалов, не вылезали из командировок. Я и по сей день считаю себя журналистом
"ПС".
Позднее в ранге старшего редактора вкалывал на областном телевидении, освещал
сельское хозяйство. Затем меня "сосватали" в Приморье на должность редактора
районной газеты.
- Потом вы стали председателем приморского рыболовецкого колхоза "Северный
рыбак". Не авантюрой ли был тот шаг?
- Пожалуй. Дошло до того, что мной "заинтересовалась" прокуратура РСФСР. К этому
приложил руку московский журналист Вигорь. Он накатал на меня "телегу" в газету
"Труд".
- Могу предположить, в чем было дело. В то время говорили: "Хозяйственный способ
- это такой способ, при котором надо умудриться что-то построить и при этом
остаться на свободе"...
- Кто-то из местных напел этому газетчику, что в колхозе загублено 300 тонн
цемента. А я только приступил к работе председателя, и в акте приема-передачи
материальных ценностей этот цемент не значился. Почуяв жареное, "коллега" даже
словечком со мной не перебросился, вернулся в Москву и накатал "бомбу". После
этого "сигнала" я на чердаке конюшни обнаружил мешки с окаменелым
стройматериалом. Короче, меня наказали выговором и посоветовали поскорее пустить
в дело злополучный цемент. Если бы кто видел, какой непробиваемой получилась из
него силосная траншея!
За пять лет председательства я выполнил все, что обещал во время моего избрания:
электроэнергия стала подаваться круглосуточно; установил спутниковую станцию
"Москва"; у жителей обеих Золотиц появилась возможность смотреть телевизор;
соединил обе деревни дорогой; построил коровник и несколько жилых домов.
- Пришло время - вы стали директором Северо-Западного книжного издательства. Вы
же СЗКИ и похоронили?
- Издательство давно дышало на ладан, но мне на какое-то время удалось его
реанимировать. Поясню, как это было.
Заместитель губернатора Тамара Дмитриевна Румянцева собрала работников, знающих
издательское дело, и напрямую спросила, есть ли в наших рядах человек, который
решится принять дела СЗКИ, над которым нависла угроза банкротства. Однако нас не
предупредили, что срок действия устава издательства закончился, уставный фонд
отсутствует и лицензия на издательскую деятельность просрочена. Фактически СЗКИ
уже не имело права заниматься издательской деятельностью. Все отказались, а я
опять бросился на амбразуру.
Ситуацию, в которую вляпался, осознал, лишь когда принял дела. Задолженность
издательства составляла 1 миллион 28 тысяч рублей. В штате числились лишь
главный экономист и бухгалтер.
От супруги все эти факты я сначала скрывал, но потом был вынужден рассказать, во
что по своей бесшабашности влип. Людмила меня поняла. Она, тоже профессиональный
журналист, подарила СЗКИ 1042 фотонегатива. Государственная комиссия по
экспертизе и оценке культурных ценностей территориального управления
Министерства культуры России оценила эту уникальную личную коллекцию в 86
миллионов 486 тысяч рублей. Так у СЗКИ появилось имущество, которое я вместо
денег внес в уставный фонд. Кстати, подтверждающие эту "сделку" документы и
негативы теперь хранятся в Государственном областном архиве.
С женой Людмилой мы взялись за издание книг. Главный бухгалтер издательства
Людмила Леонидовна Фирсова занималась отчетами и другими финансовыми
документами. Причем одновременно и издательства, и литературного музея. Два с
половиной года зарплату мы не получали. За это время под "маркой" СЗКИ, имея
устав и лицензию, выпустили девять книг. Две из них - по государственной
программе. В 1999 вышло сразу 6 книг!.. К этому времени большую часть долгов
СЗКИ погасили, оставалось где-то еще 30 тысяч рублей. Казалось, вот-вот и
выплывем. Но сердце подвело - второй инфаркт. Заменить меня на посту директора
никто не согласился. За работу в издательстве я получил благодарность от
министра Лесина и вторую группу инвалидности без права работать.
- Теперь можно говорить об издательстве музея?
- В принципе - да. Сегодня я и моя жена представляем издательство литературного
музея. Зарплату не получаем, вся прибыль идет на содержание музея и на оплату
"коммуналки".
- Был такой слух, что вы даже квартиру закладывали, чтобы литературный музей
какую-то книгу выпустил...
- Действительно закладывали, чтобы выпустить книгу "Пушкин в Архангельске".
Никто из состоятельных людей не пожелал поддержать ее издание. Мы заложили
квартиру. Денег хватило, чтобы издать только тысячу экземпляров. Тираж мы
реализовали молниеносно. Книги давно нет в продаже, а ее все спрашивают. Мы
намерены выпустить дополненное издание.
- До вас не предпринималась попытка создания литературного музея?
- Была идея. Она носилась в воздухе. Но я не думал, что миссия воплотить ее
выпадет мне. Получилось следующим образом. Вернувшись в Архангельск из Золотицы,
я снова стал работать в "Правде Севера". В то время общество книголюбов
переходило на хозрасчет, и понадобился человек, знакомый с таким "методом"
работы. Николай Журавлев - он тогда руководил Архангельской писательской
организацией - уговорил меня возглавить общество книголюбов и на его базе
создать музей. Я согласился.
- Сколько лет ушло на создание музея?
- Десять.
- А был ли тогда иной вариант создать его?
- Думаю, нет. Замечу, Архангельский литературный музей с первого дня ни разу в
государственный карман не залезал.
- Помещений у вас немало, и все же как удалось разместить тут почти 100 тысяч
единиц хранения?
- Площади не позволяют выставить все, чем мы располагаем, поэтому экспозиции
часто обновляются. Основное находится в запасниках музея. Многое храню у себя
дома, а особо важные документы - в банковском сейфе. Это те, что касаются личной
жизни писателей и поэтов. Материалы должны отлежаться, показывать их, по моему
мнению, еще рано.
Музей привечает всех литераторов нашей области, в их числе и тех, кто не входит
в творческие Союзы писателей. Однажды мне предложили возглавить отделение одного
из них. Я отказался. Считаю, что директор литературного музея должен быть
человеком нейтральным, а точнее, неангажированным.
- Вы не получаете денег из госбюджета, а надо бы...
- Пока у нас с Людмилой есть силы, на содержание музея зарабатываем сами.
- Как пишет ваша жена в книге "Мой Федор Абрамов", вы постоянно живете в долг.
Многие бы так не смогли...
- Мы хотя и залезаем в долги, но по мере реализации изданных нами книг
возвращаем их. Привыкли надеяться на себя.
- Почему вы выбрали для музея статус автономной некоммерческой организации?
- Потому что не только в уставе музея, но и в самих принципах, на которых
основана его деятельность, отсутствует коммерческая подоплека.
- Какими экспонатами вы особенно дорожите?
- Диваном, на котором отдыхал Иоанн Кронштадтский, рукописью романа "Две зимы и
три лета" Федора Абрамова, письмами Николая Рубцова, семейным архивом прямых
потомков Пушкина, личными вещами Степана Писахова, рукописными дневниками Бориса
Шергина, фотоархивом писателя Константина Коничева. Всего не перечислишь.
- Надо ли было вам писать о том, что у Федора Абрамова есть внебрачный сын?
- Для очень многих, в том числе родни писателя, этот факт не был секретом.
Людмила Владимировна Крутикова-Абрамова даже встречалась с Ниной Антоновной,
которая родила от Абрамова сына.
К моему огорчению, сегодня из Абрамова пытаются сделать памятник. А он был живым
человеком. Я не хочу, чтобы наш Федор Александрович забронзовел, иначе мы его
потеряем. Он ведь не только книжки сочинял, но и водку пил, и на женщин
заглядывался.
- Какие у вас контакты с Веркольским музеем?
- Мы с женой подарили этому музею принадлежавший нам огромный двухэтажный дом,
который описан Абрамовым в романе "Братья и сестры". (И надворные постройки тоже
подарены). Но когда мы создали литературный музей, то почувствовали со стороны
веркольских музейщиков холодок. Потом люди, имеющие у себя какие-то реликвии,
связанные с именем Федора Абрамова, стали получать письма от директора
Веркольского музея Галочкиной, в которых она настоятельно советовала не верить
Егорову и ничего ему не давать... К сожалению, в буднях музейщиков присутствует
и ревнивое отношение коллег.
Сергей ДОМОРОЩЕНОВ.
Фото Валентина Гайкина.
|