Правда Севера
11 октября 2006 (185)
Елена ИРХА.
Правда в тундре и... Китае
В Архангельском музее изобразительных искусств открылась выставка работ
скульптора Валентина Михалева, приуроченная к 80-летию автора.
Персональные выставки скульпторов всегда были событием в культурной жизни
города. А в последнее время и вовсе стали редкостью. Вероятно, слишком долог и
тяжел труд мастера-скульптора. К примеру, в Архангельском отделении Союза
художников из более 80 его членов числится всего два скульптора - Надежда Шек и
Николай Овчинников. Но тем ценнее и интереснее выставки скульптурных
произведений.
Валентин Михалев около полувека отдал служению искусству, из них 20 лет он жил и
работал в Архангельске. Годы его творчества пришлись на очень интересное время -
период между хрущевской оттепелью и началом горбачевской перестройки. Это время
искусствоведы называют "временем перемен". Официальное показное искусство,
конечно, не исчезло, но тоталитаризм остался в прошлом, и у художников появилась
возможность проявить себя. Михалев считался мастером скульптурного портрета.
Причем не того, официального, а, как бы сказали сейчас, портрета "без галстука".
Некоторые его произведения стали классическими, к примеру, представленный на
выставке известный портрет Георгия Седова (в войну Михалев плавал юнгой на
ледоколе "Георгий Седов"). А работы Михалева, посвященные простым людям Севера,
считаются образцом жизненности и правдивости в скульптурном портрете. Кроме
того, одним из первых Валентин Андреевич обратился к теме жизни и труда
ненецкого народа. Долгое время он дружил с ненецким художником и общественным
деятелем Тыко Вылкой и создал несколько его портретов.
Немалая часть произведений посвящена и личному увлечению Михалева - Китаю. На
выставке показаны скульптурные портреты творческих людей Китая, графические
зарисовки, которые мастер создал, путешествуя по этой стране.
Не все знают, что Валентин Михалев был одним из авторов (совместно с
архитектором Кибиревым и скульптором Черновым) памятника погибшим воинам-
северянам, что стоит на площади Мира в центре Архангельска. И поскольку художник
не может творить вне своего времени, то, конечно, он попытался найти
психологический портрет тогдашнего кумира - Ленина. На открывшейся выставке
скульптурных портретов Ленина нет, но в запасниках Архангельского краеведческого
музея один такой имеется. Но и тут мастер проявил собственное видение:
скульптура выполнена не из "официальных" мрамора, бронзы или гранита, а из
дерева.
Говорят, автор очень любил этот "теплый" материал. В экспозиции можно увидеть
портреты северного сказочника Степана Писахова и знаменитого героя его сказок
Сеню Малину, сотворенные Михалевым как раз из подходящего к такому случаю
материала - лесных коряг.
Обращался Михалев и к скульптуре малых форм, выполнив несколько удачных
статуэток для ленинградского Ломоносовского фарфорового завода. Одна из них на
выставке есть - фарфоровая композиция "Правда" в тундре" ("На Крайнем Севере").
Остальные - "Кот и повар", "Пушкин и няня" - хранятся в петербургском музее
фарфора.
Экспонаты выставки произведений Михалева собраны из фондов Архангельского музея
изобразительных искусств, обладающего самой большой коллекцией его работ,
областного краеведческого музея, а также из частной семейной коллекции.
Это первая персональная выставка Валентина Михалева в Архангельске, она будет
открыта до середины ноября.
|