Правда Севера
12 октября 2006 (186)
Инф.
Монеты из-под субмарины отправятся в Брянск
Ракетный подводный крейсер стратегического назначения "Брянск" - ровно
тысячная подлодка, построенная на отечественных верфях за всю историю
российского флота. Со стапелей Севмашпредприятия она сошла в апреле 1985 года. А
в минувший вторник "Брянск" выводили из эллинга предприятия "Звездочка" после
четырехлетнего ремонта и модернизации.
На торжественную церемонию вывода субмарины в Северодвинск приехали губернатор
Архангельской области Николай Киселев, делегация из Брянска. А еще - бывший
командир этого крейсера, человек, благодаря которому лодка и стала называться
"Брянском". Но обо всем по порядку.
В 1989 году ракетоносец (тогда он назывался просто К-117) вошел в состав
Северного флота. Командирами его в разное время были Андрей Рябухин, теперь
возглавляющий 31-ю дивизию атомных подводных крейсеров Северного флота, а также
нынешний командир Беломорской военно-морской базы Олег Трегубов. Под его началом
и служил Виктор Андреев, наладивший шефство Брянска над крейсером.
- Так уж вышло, что и мне довелось стать командиром К-117, - вспоминает Андреев.
- Это было в 1995 году. Трегубов послал меня устанавливать шефские связи, и я
поехал в Брянск. Я там родился, вырос и теперь живу в этом городе. И каждый год
приезжаю на крейсер. Город помогает экипажу, особенно своим землякам, и
морально, и материально. Например, устраиваться на работу, поступать в вуз после
службы. Раньше, когда крейсер числился в составе сил постоянной готовности,
брянских ребят в экипаже было около трети. А сейчас, к сожалению, мало - всего
семь человек.
Во время торжественной церемонии Олег Трегубов заметил, что эта лодка "сноса не
имеет". Андреев подтвердил: да, вместо обычных для крейсеров восьми лет она
прослужила уже двенадцать. Виктор ходил на ней и в Северный Ледовитый океан, и в
северовосточную Атлантику. В феврале 1999 года с "Брянска" была успешно выполнена
стрельба из Баренцева моря по учебной цели на полуострове Камчатка.
Потом, когда ракетоносец вернется в строй, он совершит еще немало славных дел.
По словам Рябухина, два подобных крейсера - "Екатеринбург" и "Верхотурье"
недавно с успехом вернулись из группового похода в Арктику. А если будет на то
политическая воля, в подледные глубины отправится и "Брянск" на пару с подлодкой
"Тула". Как уже писала "ПС", после ремонтных работ у "Брянска" улучшились
тактико-
технические характеристики, снизилась шумность, появилось больше возможностей
обнаруживать лодки противника. Ракетоносец еще ждут швартовные испытания и выход
в море. Обратно на службу "Брянск" заступит в конце 2007 года.
...Перед выводом из эллинга лодку освятил настоятель Антониево-Сийского
монастыря архимандрит Трифон (в прошлом, кстати, тоже подводник). А право
разбить бутылку шампанского предоставили сварщице "Звездочки" Галине Даниловой.
С первого раза не получилось. Экипаж, построенный рядом, медленно выдохнул. Но
гендиректор "Звездочки" Николай Калистратов убедил: не бойтесь суеверий! Такое
бывало и с другими судами - и ничего, много лет без аварий ходят.
А когда прозвучала команда выводить субмарину, и она тихонечно поехала по
специальным рельсам, Виктор Андреев достал из кармана заранее приготовленные
монетки и положил под колесо. Потом, довольный, поднял раскатанные в блин
десятирублевки: "Традиция такая! Отвезу в брянский краеведческий музей". Там,
оказывается, даже есть макет этого ракетоносца, построенного в таком далеком от
брянских лесов Северодвинске.
Елена КИЕВСКАЯ.
Фото Владимира Зыкина.
|