Правда Севера
12 октября 2006 (186)
Сергей ДОМОРОЩЕНОВ.
Как добыть хлеб на камне?
Владимир Бурчевский и без премии президента России в области образования (за
1998 год) является личностью российского масштаба, государственным человеком:
без него традиционные ремесла умирали бы... Недаром взяться за сохранение
ремесел предлагали Бурчевскому в других регионах России. Но тогда надо было бы
переехать туда - в Подмосковье, Санкт-Петербург или Рязань. Бессменный директор
первой в стране школы ремесел не захотел покидать Север и не жалеет об этом.
15 октября народному мастеру, заслуженному работнику культуры России В. Н.
Бурчевскому исполняется 60 лет.
- Владимир Николаевич, как думаете, ваша судьба могла сложиться только так, как
сложилась?
- Считаю, да. Моя судьба, видимо, предначертана мне звездами. Они указывали мне
путь... Не случайно уже в детстве мне были очень интересны предметы
крестьянского быта, окружавшие меня с малых лет в деревне. Хотя мой дед умер,
когда мне было лишь семь лет, он сыграл огромную роль в моей жизни: его гены -
это мое богатство.
- Почему-то о плавании в море вы никогда не вспоминаете...
- В ПТУ 8, теперь это морской лицей имени Орешкова, я пошел случайно: приехал
в город поздно (надо было сена для домашней коровы накосить), и в другие училища
приема уже не было. Только в восьмом проф-техучилище можно было пойти в группу
столяра-судового плотника. Учился в ПТУ и одновременно получал среднее
образование в вечерней школе. Потом пришлось пойти в море, - тогда еще не было
предприятия народных промыслов "Беломорские узоры". Скоро понял, что морская
карьера - не для меня. Выше помощника боцмана не поднялся да и не хотел этого.
- Может, укачивало?
- Нет, не укачивало. Дискомфорт в душе ощущал все те два с небольшим года, что
работал в Северном морском пароходстве. А тут на углу Володарского и Павлиновки
увидел в окнах резчиков по дереву. Остановился, стал на них смотреть, сердце
екнуло, и я понял: вот мне куда надо!.. Пришел в "Беломорские узоры", моя
должность называлась там "мастер", хотя мастером я еще не был. Помогли стать им
поездки в глубинку к истинным умельцам, у которых я перенимал технологию
ремесел, необходимые навыки.
Затем была работа в Художественном фонде Союза художников, в 17-й школе по
авторской программе, во Дворце пионеров. А в 1991 году открылась областная школа
ремесел.
- Ваш учитель Феодосий Николаевич Суханов говорил: "С ремеслом и на камне хлеб
добудешь..." Добывали?
- Народ умеет образно выражаться... Правильно, конечно, сказано. Если ремесло в
руках есть, человек в самых тяжких обстоятельствах может выжить. Савелий
Ипатович Мяндин в тридцатые годы сидел в "Крестах". Поскольку он умел шить
обувь, то так потом говорил: "Я прекрасно просидел то время..."
- Можно предположить, что отчасти вам было легко в жизни, потому что порой
помогали сильные мира архангельского - первый секретарь обкома компартии Борис
Вениаминович Попов, губернатор Анатолий Ефремов...
- Мне везет на учителей, на помощников независимо от их ранга. Если бы директор
"Беломорских узоров" Валентина Матвеевна Дерягина не взяла меня на работу - да
сразу на должность руководителя цеха, - мне было бы сложнее в жизни.
Мне не приходилось биться головой о стену, когда нужно было что-то сделать.
Всегда находились понимающие меня люди.
Я подготовил программы по резьбе, бересте и каргопольской игрушке, которые
утвердили в роно, гороно и облоно. Эти программы я вел в 17-й школе. Было
интересно. Тем не менее трудовое обучение находилось в образовательном процессе
на заднем плане, к тому же все учащиеся - хотели они того или нет - проходили
мои программы, в этом был элемент принуждения. Другое дело - заниматься с теми,
кто хочет овладеть тем или иным ремеслом.
И тут опять помогла Валентина Матвеевна Дерягина: перед открытием Дворца
пионеров она убедила, кого следовало, что в этом просторном здании надо вести
работу по ремеслам, и рекомендовала меня. Там было то, о чем я мечтал. Не сразу,
но ребята ко мне пошли. Опять мне нравилось мое дело (я вел и ткачество, и
лоскутное шитье, и плетение из бересты и так далее), но через некоторое время
понял, что кружковой работы недостаточно. В основе ее - досуг. Мне же хотелось,
чтобы занятие ремеслом было более серьезным. И появилась мысль о создании
специализированного учреждения. И знаете, кто мне особенно помог? Ваш коллега...
- Журналист "Правды Севера" Евгений Евгеньевич Салтыков.
- Да. Удивительно - он же городской человек, но как хорошо разбирался в сельской
культуре!.. С его помощью я лучше понял, за какой сложный труд взялся. Евгений
Евгеньевич еще во Дворец пионеров ко мне приходил, смотрел, как ребята работают.
Он строго оценивал то, что у нас получалось. Ему не понравились некоторые работы
наших учеников, когда мы впервые аттестовали ребят на звание подмастерья.
Салтыков сказал: "Если для этого школа открыта, брось это дело сегодня же!.."
Мне всегда важна не просто похвала, а пожелания, строгие оценки.
С кем бы меня судьба ни сводила, я оставался с людьми в хороших отношениях, если
таковые завязывались. Мне никто не навредил, у меня не было и нет врагов.
Наверно, потому, что я на виду, занят делом жизни - ремеслами. Поэтому и в
партии никакой никогда не состоял и состоять не буду - не могу себе позволить
отвлекаться от работы, которая берет много времени и сил.
Ремесла - это наша культура, история, память. Хорошо сказано умным человеком:
"Мы не безродны, если память есть". Значит, не без рода, не без Родины...
Звание заслуженного работника культуры я получил неожиданно для себя, когда мне
было только 42 года. Это стало результатом хорошей атмосферы во Дворце пионеров.
Нам благоволили и руководители области, сферы образования. Сейчас то же самое.
Приходил в нашу школу губернатор Николай Иванович Киселев, посидел за ткацким
станком, попробовал ткать - получилось...
За что я себя хвалю - не свернул в сторону со своего магистрального пути.
Пожалуй, было бы лучше, если бы я окончил вуз. Наверно, сделал бы тогда больше в
своей работе. С другой стороны, получил бы заманчивое предложение и мог уехать
из Архангельска. А хорошо, что не уехал. Не представляю себя без Севера... Но
ученикам нашей школы говорю: обязательно получайте высшее образование. Моя
задача состояла в сохранении ремесел, их задача - развивать ремесла. Поэтому без
вуза не обойтись.
- Есть еще проблема сохранения ремесел в чистом виде...
- 20 лет назад только в Архангельском Дворце пионеров был кружок по ремеслам - и
больше нигде в области. Когда к ним проявился интерес, когда они стали
востребованными, появился кич. И эта проблема с каждым годом острее. Ладно, если
кто-то зарабатывает копейку своими грубыми поделками. Но если детей учит!..
Важно, чтобы тот, кто учит, сочетал в себе качества мастера и педагога. Таких
людей на улице не найдешь. Вот почему не в каждом районе Архангельской области
есть филиалы нашей школы. Пока в девяти.
У нас 18 филиалов. Продолжаем их открывать. Но нет самоцели - открыть во что бы
то ни стало. Необходимо, чтобы на той или иной территории бытовали традиционные
ремесла, чтобы взялся кто-то заниматься ими или возрождать их.
- Самый главный успех школы - какой?
- У нас нет проблем с набором ребят: нашим коллективом наработан авторитет. В
Архангельске набор еще в мае закончен...
В школе третье поколение педагогов. Ученики учеников уже преподают. Знали бы вы,
как это радует!..
- Пять лет назад вы говорили в интервью "Правде Севера" о намерении открыть при
школе учебно-производственный цех, который особенно нужен бы сиротам и
инвалидам. Вопрос был в помещении. Его так и нет?..
- Хорошо известно, сколько у нас сейчас сирот!.. Поэтому, например, у нас
действует договор с двумя детскими домами. Детей-инвалидов в первую очередь
берем в школу. Всем этим ребятам овладение ремеслом ох как нужно!..
Помещения для цеха по-прежнему нет. Цех - моя неосуществленная мечта.
Многое еще надо сделать: кузнечным делом заниматься в школе, бондарным. И
валенки неплохо бы катать. Вологжане привозят эту обувь на Маргаритинскую
ярмарку - покупатели есть. Ведь валенки удобны и полезны. Если носить их в
детстве, то, скорее всего, не будут мужчины от известной болезни страдать.
- Кажется, почти все ваши мечты сбываются. Вот и книга "Ремесло за плечами не
виснет" выходит в ИПП "Правда Севера"...
- Денег еще недостает на издание. А надо бы еще и учебник по ремеслам
написать... Я постарался рассказать в книге о том, что у меня получилось с
помощью мастеров, руководителей, коллектива школы, учеников. Все реже мне
приходится говорить "я", чаще - "мы", потому что есть коллектив
единомышленников, который сделает все, что в его силах.
- Дочь и внук пошли по вашим стопам - вы, наверно, довольны этим?
- У дочери своя студия по бересте. Женька освоил в школе плетение из корня, это
очень сложное ремесло. Учил внука мой ученик Алексей Огородник, который у меня
еще во Дворце пионеров занимался. Ученики во многом превзошли меня, чему я рад.
|