|
Правда Севера
14 октября 2006 (188)
Александр АНТИПИН
Рукоделье из русской сказки
" Обыватель
Его дом в Малой Слободе, на улице Кузнецовской, приметишь сразу. И по крылечку,
и по балясинам, и по резным колоннам просторной веранды. Но все это, как
говорится, только начало. Основное чудо вас ждет впереди.
- Моя мечта, - говорит хозяин Василий Германович Ануфриев, - украсить свой дом,
как в сказке, в пример другим!
Плотницкое дело Василий залюбил еще в детстве. Много рисовал и читал, вырезал по
дереву, а бондарному мастерству, например, обучился у отца, Германа
Митрофановича. И где бы потом ни работал - подрамщиком на лесозаводе, плотником,
преподавателем в сельской школе, - всегда оставлял время для занятий любимым
делом, которое становилось главным в его жизни. Заработав денег на строительстве
особняков в Подмосковье, Василий Германович купил дом и наконец полностью
посвятил себя столярному ремеслу.
Когда минуешь резную веранду и попадаешь к Ануфриевым в дом, в первую секунду не
знаешь, на чем остановить взгляд. Всюду резное рукодельное чудо! В комнате
сыновей - набор детской мебели, в кухне - своедельный гарнитур и обеденный стол,
оригинальная тумбочка под телефон, разделочные доски, табуретки. Причем все это
сделано не абы как, но с выдумкой и мастерством, а проще говоря - с любовью,
которой дышит каждое изделие мастера. Если уж изготовлена разделочная доска, то
непременно с росписью, если хлебница или полочка - то обязательно с какой-нибудь
своей красотой и выкрутасом. А если зашел к Ануфриевым в гости надолго, то не
заботься, не гни спину, а сначала удобно присаживайся на пуфик и не спеша снимай
обувь.
Здесь же, во дворе, у Василия Германовича устроена столярная мастерская. Пахнет
свежей стружкой. Ровными рядками стоят заготовки для будущих работ, новенькие
ушаты, лагуны, обрабатывающие станки и циркулярная пила. Но все же основной
инструмент для мастера - незаменимый и вечный, как мир, топор, бондарный тесак,
рубанок и резцы по дереву. Работа-то у него штучная и рукодельная. Этим она и
завораживает каждого, кто хоть раз взглянул на изделия мезенского виртуоза.
Cтолярное искусство для Василия Ануфриева - не просто приятное увлечение, но и
полезное ремесло, которое худо-бедно кормит его семейство. Заказы нашему умельцу
поступают не только от земляков, но и из-за пределов района и даже области.
Но не только ради пропитания затевает он свою работу. Душевная радость - вот что
движет мастером в его труде и каждо-дневных исканиях!
- Чтобы стать хорошим мастером, надо уметь рисовать и очень полюбить дерево, -
говорит Василий Германович, показывая мне очередную свою придумку. А этих
придумок у него превеликое множество.
Среди ануфриевской мебели особняком стоит одно изделие, которое тотчас бросается
в глаза, как войдешь в дом. Посередке комнаты красуется кресло, словно из
русской сказки! Глядишь на его гнутые ножки и узорчатые подлокотники, на резную
спинку и красочную обивку и думаешь: откуда здесь это чудо? Кажется, что попал
не в простой деревенский дом, а в царские палаты... Еще минута - и в горницу
войдет князь или воевода, стукнет о пол посохом и, шурша парчовым кафтаном,
чинно сядет в приготовленное для него кресло. По всему видно, что эту работу
мезенский краснодеревщик мастерил с особым чувством, вложив в нее все свои
уменья, талант и фантазию. Да и сама идея - царское кресло в деревенской избе -
разве это не чудо!
Но самое интересное и важное: что движет Василием Германовичем (как, впрочем,
любым настоящим мастером) в его работе, в стремлении удивить своим мастерством
не только других, но прежде всего себя? Думается, разгадка известна: она в
неистребимом и вечном стремлении русского человека к гармонии, ладу и красоте.
| |