Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
17 октября 2006 (189)
Светлана Королева

Трасса М-8. Двадцать лет спустя

" Былое

21 октября исполняется двадцать лет с того дня, как была открыта федеральная дорога Москва-Архангельск. Сегодня в честь этой знаменательной даты на границе двух областей, Архангельской и Вологодской, состоится торжественная встреча дорожников соседних регионов.

История строительства "вологодской" дороги (так называли ее архангелогородцы и жители области) по Архангельской области начинается с конца 50-х годов. Состояние дорожной сети в те годы было критическим. Областное руководство настойчиво обращалось в вышестоящие инстанции по выделению целевого финансирования из общегосударственных источников. Усилия областной власти и облдоруправления увенчались успехом: Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 января 1959 года финансирование строительства автодороги Москва-Архангельск было включено в план строительных работ.

Уже в августе 1959 года начались подготовительные работы к началу большой дорожной стройки: на станции Исакогорка строились подъездные железнодорожные тупики и асфальтобетонный завод. Непосредственное финансирование строительства первого участка дороги пошло в 1961 году. К осени 1964 года - моменту открытия движения автотранспорта по железнодорожному мосту через Северную Двину - от Исакогорки к левобережным подходам был построен первый участок дороги. А в 1967 году открылось автомобильное движение к селу Холмогоры.

Значительным событием, повлиявшим на темпы строительства дороги Москва- Архангельск, стало принятие в 1970 году совместного постановления коллегии Министерства автомобильных дорог РСФСР и Архангельского облисполкома по ускоренному строительству автодороги методом народной стройки. Согласно этому постановлению за пять лет необходимо было построить или реконструировать оставшиеся 360 километров главной дороги области. Областной штаб по координации работ на стройке возглавил второй секретарь обкома КПСС Николай Кудрявцев. Всем предприятиям, имевшим парк автомобилей свыше десяти единиц транспорта, были доведены конкретные задания и адреса производства строительных работ на дороге.

Двадцать лет назад - 21 октября 1986 года - путь из Архангельска на Москву был официально открыт.

На строительство дороги М-8 по Архангельской области затрачено 25 лет. На 534 километрах федеральной дороги построено 29 мостов общей длиной 2342 метра, уложено 538 водопропускных труб общей длиной 11479 метров, выполнено 37 миллионов кубометров земляных работ при возведении насыпей и разработке выемок.

По словам начальника управления "Архангельскавтодор" Алексея Верещагина, дорога строилась очень интенсивными темпами, поэтому в целях ускорения строительства иногда приходилось поступаться качеством. "Трасса М-8 строилась и реконструировалась как по проектам, рассчитанным на дальнюю перспективу, так и по существующей ранее дороге: без обхода ряда населенных пунктов и с сохранением извилистых участков, - говорит Алексей Федорович. - Строили по принципу "разбогатеем - доведем дорогу до нормативных параметров". Но на фоне общего развала страны в начале девяностых планы по дальнейшей реконструкции "федералки" так и остались невыполненными.

За двадцать лет существенно изменились нагрузки на дорогу, возросла интенсивность движения транспорта. В то же время сегодняшние темпы проведения работ на федеральной трассе нельзя признать удовлетворительными: покрытие дороги выходит из строя в гораздо больших объемах, чем выполняется ремонт на ней.

"Трудно представить сегодня транспортное обеспечение Архангельской области без дороги Москва-Архангельск, - говорит Алексей Федорович. - Из-за нерентабельности давно ликвидированы местные авиарейсы, до минимума сократились перевозки речным транспортом, автомобильное сообщение, напротив, выходит на приоритетную основу.

Хочется верить, что и дорога М-8 дождется своего часа.

Николаю Рогозину, генеральному директору акционерного общества "Вологодавтодор", больше всего запомнился момент стыковки дорог на границе двух областей:

- В то время я работал главным инженером управления Северо-Западной автомобильной дороги (ныне упрдор "Холмогоры"). На торжественном открытии дороги присутствовали тогдашний руководитель "Вологодавтодора" Владимир Мещеряков, Анатолий Небогатых - от архангельского Автодора, специалисты, работники центрального аппарата Министерства автомобильных дорог. Встреча была памятная, интересная, потому что этого момента люди долго ждали. Дорога была нужна всем - и архангелогородцам, и вологжанам.

Бригадный подряд, сетевые графики, новые технологии, техника - все это применялось в строительстве трассы.

Дорогу трудно построить, но ведь ее еще и содержать потом было нужно. И правильно сделали обком партии и облисполком, когда поддержали решение Мин- автодора о создании управления Северо-Западной автомобильной дороги. Вдвойне приятно, что первым руководителем управления стал активный участник строительства Владимир Алексеевич Мантров.

А вот как вспоминает строительство дороги сам Владимир Мантров:

- Дорога М-8 соединила несколько областей, ее строительство имело не только важное экономическое, стратегическое, но и оборонное значение. Не все, конечно, было так гладко, как хотелось бы. Стройматериалы и техника строго фондировались, их было недостаточно. Изыскивали дополнительные ресурсы, даже где-то применяли местные материалы. Может, они и уступали в качестве, но зато стройка шла вперед.

Темпы строительства автодороги были очень высоки. Сложно было в то время с поставкой техники и материалов, не те технологии применялись, что сейчас. Но свою задачу в то время мы выполнили - дорогу построили в срок.

И.о. начальника управления автомагистрали Москва - Архангельск (упрдор "Холмогоры") Игорь Астахов считает, что сегодняшнее состояние трассы оставляет желать лучшего, тех средств, что выделяются Росавтодором, катастрофически не хватает. И если между Ярославлем и Вологдой сегодня выполняются достаточно большие объемы работ, то от Вологды на север до Архангельска они значительно меньше.

На встрече губернаторов Архангельской и Вологодской областей с министром транспорта Игорем Левитиным было принято решение: за три года трассу М-8 между Вологдой и Ярославлем привести в нормальное состояние. Затем с 2008 года планируется начать работы на север от Вологды.

Недостаток федеральных средств сказывается и на работе предприятия ФГУ ДЭП N 184, обслуживающего дорогу М-8. Его директор Павел Кудряшов уверен, что при условии достаточного финансирования предприятие было бы способно привести дорогу если не в идеальное, то хотя бы в нормальное состояние. На это хватило бы и технических ресурсов, и профессиональных кадров.

Сегодня, как и двадцать лет назад, федеральная трасса Москва-Архангельск имеет такое же жизненно важное значение для Архангельской и Вологодской областей, всего Северо-Западного региона. Автодорога Москва-Архангельск - это коллективный труд многих тысяч рабочих, механизаторов, водителей, мостостроителей, инженеров и проектировщиков. И сегодня, через двадцать лет, проезжая по федеральной трассе, водители с благодарностью вспоминают титанический труд этих людей, вложенный в главную магистраль Архангельской и Вологодской областей.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя