Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
19 октября 2006 (200)
Сергей ДОМОРОЩЕНОВ.

Зачем Гайдар купил гармошку?

" Былое

Поскольку споры об Аркадии Гайдаре не утихают - злодей он был или добрый человек трагической судьбы? - сначала надо коснуться этой темы.

Архангельский штаб школьников имени Аркадия Гайдара взялся защищать в суде честь писателя, которого в фильме "Аркадий Гайдар" Г. Гатаулиной (московская компания "Цивилизация") назвали кровавым убийцей и палачом. При этом авторы задались вопросом: как-де, такой гад мог написать хорошие книжки?..

Журналисты "Правды Севера", работавшие с Гайдаром в нашей газете в 1928 - 1930 годах, запомнили его благородным человеком. Мог ли быть иным человек, повесть которого - "Тимур и его команда" - породила патриотическое движение: сначала помощь семьям фронтовиков, а затем вообще нуждающимся в чем-то людям, в частности, престарелым. Не случайно же многим из них социальный работник не требовался, об этой профессии до девяностых годов прошлого века и слыхом не слыхивали.

Не зря толковый критик так оппонировал тем, кто в слишком бурные годы конца ХХ века "низвергал с пьедестала" Аркадия Гайдара: "... попробуйте сами написать такие книги, как у него, - тогда и поговорим".

Не рисковал ли жизнью - в очередной раз - Аркадий Гайдар, публикуя в 1939 году повесть "Судьба барабанщика"? Ведь он написал о репрессированном человеке, о том, как его сын терял веру в "идеалы труда, разума и дружбы", выражаясь языком давних лет. Кому-нибудь в "верхах" повесть могла не понравиться, и как бы сложилась дальнейшая судьба писателя?.. (Не случайно "Пионерская правда", начавшая публикацию новой вещи Гайдара, не продолжила ее. Отложил повесть журнал "Пионер", приостановил работу над книгой Детиздат...). Аркадию Петровичу припомнили бы, вероятно, что он был исключен из большевистской партии - к слову, больше не пытался в нее вступить - за то, что в Сибири отдал приказ расстрелять четверых пленных. Гайдар оправдывался тем, что у него оставалось мало бойцов для того, чтобы отконвоировать офицеров в штаб, а через несколько часов предстоял бой... Этот факт - едва ли не единственный из доказанных, однако по-прежнему находятся "знатоки истории", которые, говоря об Аркадии Гайдаре, обобщают: все наши беды от "красных", потому, в частности, что они были "кровопийцами", как будто на войне, тем более на Гражданской, одна из сторон может остаться незапятнанной.

Мог ли быть кровавым злодеем прекрасный стилист, чуткий психолог?..

Дай Бог удачи Штабу школьников имени Аркадия Гайдара. Необходимо защитить честь писателя и солдата Гайдара, который погиб в 1941 году с оружием в руках, прикрывая отход своих товарищей.

В 1928 году Гайдар приехал в Архангельск, где с родителями жила его жена Лилия Соломянская с почти двухлетним сыном Тимуром. До Архангельска журналист и молодой писатель работал, в частности, в Перми, в газете "Звезда". От этой работы у него остались неприятные воспоминания, связанные с фельетоном "Шумит ночной Марсель", - о судебном следователе, который по вечерам музицировал в ресторане. Герой фельетона обратился в суд с иском к журналисту, обвинив его в клевете и оскорблении личности. Суд Гайдар проиграл, поскольку следователь не курил и не пил, а именно об этих "грехах" живописал в своем фельетоне будущий классик отечественной литературы. Защита подсудимого делала акцент на том, что автор "ставил перед собой задачу максимально выразительно указать на недопустимость совмещения работы в органах юстиции с увеселением в частном ресторане, в котором еще сохраняются старые нравы". Это не помогло. Суд решил, что "фельетон дал правильное освещение фактов", но форму публикации счел оскорбительной, поэтому гражданину Голикову Аркадию Петровичу должно было быть вынесено общественное порицание на общем собрании сотрудников редакции. Дебаты среди коллег не привели к порицанию, но редактор "Звезды" перестал печатать фельетоны Гайдара, и тот уехал из Перми.

На другой день по приезде в Архангельск Гайдар пришел в нашу редакцию, которая располагалась тогда в двухэтажном каменном здании на проспекте Павлина Виноградова, нынешнем Троицком.

В редакции о нем, как написал автор книги "Обыкновенная биография" Борис Камов (серия "Жизнь замечательных людей", Москва, 1971 год) ходили "всякие легенды. Особенно поражало, что он в пятнадцать лет командовал. (Ротой. - С. Д.).

Он тоже поразился: в редакции было полно мальчишек. Мальчишкой был Саша Семаков из отдела информации. Мальчишкой был только что принятый в цинкографию через биржу труда Калестин Коробицын, но моложе всех оказался репортер Коля Пантелеев, который давно уже работал в редакции, а ему еще только недавно исполнилось семнадцать".

Гайдар, да будет известно его хулителям, был болен (острое нервное расстройство), что стало результатом участия в Гражданской войне. Летом 1929 года он попал в больницу. Редактор Иосиф Шацкий передал ему записку:

"Дорогой тов. Гайдар! Не официально, а искренне, по-дружески - страшно огорчен вашей болезнью. Крепко надеюсь, что вы очень скоро поправитесь. Мне почему-то кажется, что все зависит больше всего от вас самих. Если вы сознаете, что в наше время талантливые люди не имеют права болеть, вы сумеете переломить себя. Жду с нетерпением вас и вашей работы".

Архангельск в ту пору был столицей огромного Северного края, перед которым стояла задача дать как можно больше леса первой советской пятилетке - шахтам, фабрикам, на топливо, на экспорт...

Экспорт леса должен был принести огромные деньги. И приносил. Разумеется, дело шло не без проблем. Проблемы решала и газета, а в частности, Аркадий Гайдар.

Иосиф Шацкий был в "Правде Севера" сравнительно новым человеком. Его "перебросили" решением секретариата ЦК партии из Сибири, когда роль нашей газеты в связи с возрастанием роли региона должна была подняться на более высокий уровень.

Выйдя из больницы, Гайдар пришел к Шацкому для разговора о материале насчет заготовки и транспортировки леса. Редактор и лучший его сотрудник говорили о том, что, дескать, нужны не отдельные "фактики", которые могут дать и рабкоры, - требуется исследование. Шеф предложил: хорошо бы даже поступить на работу в артель. Гайдар охотно согласился: он любил необычные командировки, приключения. И поехал в запань, на Пинегу. Стал сортировщиком бревен. Жил в доме бригадира. "Днем подавал бревна в станок ручной сплотки, - рассказывает Б. Камов. - А вечером за самоваром или бутылкой обсуждал с бригадиром дела и заботы на завтра, доискивался, почему неровна выработка и прикидывал, где, в какой конторе нужно посильнее бухнуть по столу кулаком, чтобы не обижали, снабжали рабочих как следует. А то брезентовых рукавиц и тех не допросишься, а про резиновые сапоги что и говорить.

Иногда за тем же столом собиралось несколько человек. Кое-что "кисленькое" приходилось выслушивать и бригадиру".

Результатом той поездки стал, в частности, рассказ (он появился много позднее) Евгения Коковина "Лесокат". Как сказал наш известный писатель: "В очерке слышались шум двинских волн, звон лесокатных цепей, песни тружеников леса".

Получив командировочные, Гайдар купил гармошку, запаковал в ящик и отправил ее в запань, новым друзьям.

Выполняя редакционные задания, Гайдар выдавал себя то за студента, то за стивидора. Немало поездил по нашим местам. Был и в коммуне "Новый путь" (очерк о ней опубликован 7 ноября 1929 года). По дороге туда возница "ругал попов, хвалил советскую власть и говорил, что оно было бы все хорошо, да плохо только то, что не хватает хлеба. А хлеба не хватает потому, что работающему мужику никак невозможно развернуться. А развернуться никак нельзя, потому что сразу же пришьют вывеску: "кулак", а раз уж кулак, то это дело хреноватое и ходить под такой кличкой перед людьми обидно и жмут тогда, как черта в христов праздник".

Монолог возницы никак не прокомментирован.

В коммуне (там было много людей из Верхней Ваеньги) Гайдару в общем-то понравилось: "Прибывает скот новых членов коммуны, телятся прежние коровы, покупаются породистые холмогорки, хрюкают невиданные в здешних краях свиньи и топчутся породистые романовские овцы".

" ... у коммуны довольно богатое машинное оборудование".

"На собрании решили дать двум беременным женщинам по месяцу отпуска и наказали им ничего не работать". (Дело по тому времени новое).

Но Гайдар, что называется, не лакировал действительность. К примеру: в столовой "по стенам были развешены плакаты и портреты. На полочках стояли бюсты. Портретов, мне показалось, больше, чем следовало бы". Один раз там "фигурировал" Ворошилов, два раза - Сталин, шесть раз - Ленин.

Писатель-историк Вадим Кожинов в своей замечательной книге "Правда сталинских репрессий" убедительно говорит о том, что многое делалось при Сталине по сути верно, было ответами на вызовы времени (к примеру, можно привести коллективизацию), однако меры применялись варварские. Сколько крепких селян - "кулаков" и середняков - жесточайшим образом репрессировали, сколько их погибло!.. Есть ли точные данные?..

Вносил и Гайдар свой вклад в борьбу с "кулаками". В очерке "Шумит Мудьюга" (8 февраля 1930 года) он писал: "Топор революции рубит корни, соками которых питалось кулацкое хозяйство. (....) на Мудьюге местные партийцы и сельсовет, с головой ушедшие в работу по организации коммуны, забыли на некоторое время про кулаков, надеясь на то, что с организацией колхоза кулачество, не имеющее возможности получить рабочую силу, отомрет само собой".

Есть у Гайдара такая фраза: "Нужно было жить и исполнять свои обязанности". Как понимал он свои обязанности, так и исполнял.

Живя после Архангельска в Москве, Гайдар в одном из писем сказал: "Не работаю пока в газете нигде, но скоро буду работать - потому что долго без газеты скучно".



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя