Правда Севера
19 октября 2006 (200)
Светлана СЕРЕБРЯКОВА.
Рисковать - Значит идти вперед
" Экономика
10 лет на дорогах области!
Есть в русском языке расхожее выражение - "на свой страх и риск". Генеральному
директору предприятия "Севдорстройсервис" Владимиру Григорьевичу Левачеву в
жизни часто приходится рисковать. Но боится ли он при этом?
Левачев начинает издалека. Он в молодости лет семь председателем колхоза
работал. Там у него даже прораба не было, а в год одного жилья приходилось
сдавать по тысяче квадратных метров, а еще управляться с шестью пилорамами...
"Да я после колхозной жизни уже ничего не боялся", - подытоживает Владимир
Григорьевич.
"В 2004-2005 годах рисковал своим предприятием невероятно", - читаю в книжке
Владимира Левачева "Коношский след на дорогах области". Но только ведь риск
риску рознь. Решимость и смелость руководителя Левачева неразрывно связаны с его
верой в коллектив, подчинены опыту прошлых лет, неусыпному контролю, мудрости и
интуиции. Пока решаются "бумажные" проблемы, "Севдорстройсервис" движется
вперед. Остановка, топтание на месте для него равнозначны поражению.
В марте 2007 года "Севдорстройсервис" отметит свое десятилетие. Дожил до такого
юбилея - значит, устоял в самые трудные годы. Предприятию и сейчас не приходится
выбирать. Видимо, суждено ему работать в отдаленных, труднодоступных точках на
карте области. Из 600-700 работников более половины, как и сам Левачев, -
коношане.
Владимир Григорьевич гордится тем, что на всех вахтах "Севдорстройсервиса"
организовано горячее питание, топятся бани, что социальная программа предприятия
будет пошире государственной.
В полный социальный пакет "Севдорстройсервиса" входят пособия по временной
нетрудоспособности и трудовым увечьям, компенсация за питание, единовременные
выплаты к знаменательным датам, к ежегодному отпуску, при рождении ребенка. Все
работники застрахованы от несчастных случаев, имеют возможность получать более
качественную медицинскую помощь. На предприятии сохранили 13-ю зарплату и премию
за выслугу лет. "Севдорстройсервис" оплачивает до половины стоимости обучения
своих студентов-заочников.
А сколько людей - простых шоферов, экскаваторщиков, доставленных в Архангельск с
тяжелой запущенной болезнью, были в буквальном смысле слова спасены: на средства
предприятия приобретаются дорогостоящие лекарства, делаются платные операции. И
вот уже вновь забилось чье-то сердце. А от Владимира Григорьевича только и
услышишь на это: "Не для себя живем..."
Урожай на... мосты
"Севдорстройсервис", около 75 процентов объема работ которого составляют дороги,
в последние годы много занимается мостами. Пять бетонных мостов различной длины
строились полтора года в поселке Урдома. Если бы инженерная служба не настояла
на бетонировании в зимних условиях, сроки сдачи этих мостов были бы значительно
отодвинуты. Эксперимент на предприятии продумали и качество выдали такое, что не
придерешься. Сейчас строительство завершается.
Еще один мост, на этот раз в Вельском районе, соединит берега реки Елюги. А на
Виледи тот же генподрядчик готовит к сдаче мост через реку Егбель. Два моста,
через реки Травница и Бобровка, - один бетонный, другой комбинированный -
недавно сданы в Коношском районе. А ведь эти мосты во многом определяют
инфраструктуру нашей глубинки, пульс бьющейся здесь жизни. Экономическое,
социальное значение их велико.
Объекты "Севдорстройсервиса", разбросанные по всей области и зачастую на самых
ее окраинах, где вокруг еще царит бездорожье, оборачиваются для предприятия
немалыми затратами. В ту же Урдому, например, поставки велись через Сыктывкар -
иначе не проехать. Но экономика предприятия, закаленная в экстремальных условиях
рынка, выдерживает и это.
Куда ведут дороги?
Самый крупный объект "Севдорстройсервиса", объект 2006 года - это работа на
одном из главных направлений областного дорожного строительства. Вот уже шесть
лет предприятие трудится на строительстве дороги Каргополь - Вытегра. На границе
с Вологодской областью, в поселке Солза, на днях, вдогонку профессиональному
празднику, сдан в эксплуатацию последний десятикилометровый участок дороги на
территории Архангельской области.
Когда объект будет построен, расстояние от Архангельска до Санкт-Петербурга
сократится для транспорта на 315 километров. Да и московская трасса, нуждающаяся
в реконструкции, разгрузится. Когда-то Левачев мечтал об этой трассе - о прямой
дороге из Коноши в большой мир, в центр страны, а оттуда и в Европу. Сегодня в
Европу прорубается второе "окно". Кратчайшим путем - к Балтике.
Будни дорожников - это и первые километры щебеночного покрытия на участке дороги
Плесецк - Каргополь, и продолжение работы по спрямлению дороги Хорса - 36-й
километр в Пинежском районе. Раньше дорога, идущая вдоль берега, подтапливалась.
А нынче... Сдаточный объект 2007 года в этом году готов на 95 процентов. В
феврале и марте, когда техника работала "в горячем режиме", для полотна дороги
было завезено более 150 тысяч кубометров материалов. Люди снова не спасовали, и
работа у них была вплоть до осени.
Четвертый год "Севдорстройсервис" занимается капитальным ремонтом дороги
Архангельск - поселок Светлый, где находится алмазное месторождение имени
Ломоносова.
- Взаимопонимание с "Север-алмазом" и "Компактом" у нас исключительное, -
отмечает Владимир Григорьевич Левачев, - в прошлом году сдали заказчику почти
тридцать километров приведенного в порядок автополотна. Сам выезжал на эти
участки. Убедился, что нет ни одного провала. Дорожная одежда укреплена
настолько, что выдержит все нагрузки, а ведь там ходят и лесовозы, и мощные
самосвалы, и другая тяжелая техника. В этом году сдадим еще как минимум 20
километров дороги.
Как в Коношелифт появился
Этот лифт, единственный в Коноше, установлен "Севдорстройсервисом" в
хирургическом корпусе районной больницы, достроенном силами предприятия.
Интересно, что первая запись в трудовой книжке Левачева - рабочий районной
больницы. В общем, неспроста дрогнуло сердце у Владимира Григорьевича... В
Коношском районе у "Севдорстройсервиса" - свои лесные делянки, лесопилка,
сушильное хозяйство, деревообработка, столярный цех. Ни много ни мало, а сотня
рабочих мест для коношан имеется. Собственная столярка выручала предприятие и на
строительстве больницы, и при сооружении деревянных мостов для "Севералмаза":
все мостовые строения обрабатывались тогда на Коношском лесозаводе и в готовом
виде доставлялись на место.
В Поповкерегистрируютцунами
В 45 километрах от Коноши, в деревне Поповка, "Севдорстройсервис" ведет еще один
непрофильный, если судить по названию предприятия, объект. Объект очень важный и
крайне необычный - геобиосферный стационар Российской академии наук (РАН).
По оценкам ведущих специалистов-экологов, этот географический район уникален по
своей чистоте. Коноша и прилегающие к ней территории являются природным
водоразделом. Реки отсюда только вытекают. Никакие воды не несут сюда
загрязнений. Немногие знают, что установленное в Поповке сейсмическое
оборудование в свое время зафиксировало данные о землетрясении в Индийском
океане, вызвавшем цунами и унесшем тысячи жизней.
Идея вице-президента РАН Николая Павловича Лаверова, тоже коношанина,
восстановить стационар и придать ему второе дыхание была подхвачена Левачевым и
его соратниками. На средства, выделенные губернатором Н.И. Киселевым, АГТУ и
Институтом природных адаптаций, за три месяца построили еще одно здание. Н.П.
Лаверов планирует провести в Поповке международную конференцию, и к этому
времени хорошо бы сдать "под ключ" основной корпус стационара.
Не так давно к руководству "Севдорстройсервиса" обратился научный институт,
который предложил построить в Поповке павильон земного магнетизма для изучения
магнитных полей земли и их влияния на здоровье человека. Принципиальное согласие
Левачева получено.
... Сохранилась фотография 1929 года, запечатлевшая православный храм в Поповке.
Ничего не осталось от того храма. Ну, а место-то святое, ангел-то его не
покинул. Вот и установило предприятие рядом с научным стационаром Поклонный
крест из лиственницы. Второй год стоит, с 9 Мая 2005го - с шестидесятилетия
Великой Победы. А еще коношане Николай Лаверов и Владимир Левачев потрудились
над выпуском Книги Памяти окрестных деревень.
Год за годом
Десять лет для предприятия, работающего в российском дорожном строительстве, тем
более на севере, - это возраст зрелости. Левачев не жалеет, что зачастую
назначал на ведущие должности вчерашних выпускников вузов - как правило АЛТИ
(ныне АГТУ). Из 35 специалистов управленческого аппарата шестеро имеют два
высших образования, двое получают второе высшее. Молодость, компетентность,
ответственность. С ними бы Левачев горы мог свернуть. Но и для него существуют
"потолки, выше которых не прыгнешь". Очень трудно руководить предприятием, не
зная ближайшей перспективы - конкретных планов, а не общих программ. Каким
выдастся год грядущий по загрузке, по финансированию? Можно ли гарантировать
людям нормальную работу и нормальный заработок? Привычные осенние тревоги...
Но даже если бы пошли и пошли из Москвы в регионы долгожданные средства, освоить
их сейчас было бы проблематично - столько напридумывала за эти годы
бюрократических ходов та же Москва: два года занимаешься бумагами, полгода
строишь... И эта система никак не укротит Левачева! Человека, который не любит
инстанции. Ему бы не по инстанциям ходить, ему бы получить задание - и вперед.
Бояться нечего.
|