|
Правда Севера
20 октября 2006 (201)
Елена ИРХА.
Я - Айседора!
" Культура
Сегодня в Архангельском театре кукол - бенефис заслуженной артистки России Нины
Тумановой в спектакле "Она вела танец... Айседора Дункан сквозь легенду".
...Я всегда стараюсь выстроить роль внешне, чтобы она получилась яркой и
понятной зрителям. А в этом спектакле мне хотелось бы соединить внешнюю форму и
слово. Сценарий по моей просьбе написал актер Михаил Логинов, он же - режиссер-
постановщик. Надо сказать, что спектакль поначалу задумывался для нашей
литературной гостиной: предполагалась небольшая сцена и акцент на слово. Но так
получилось, что спектакль вышел за рамки камерности и был включен в репертуар
театра.
Почему все-таки Айседора Дункан? Мне захотелось поговорить о женщине, которая
всего добивается сама. Конечно, я опасалась, что из всего этого может выйти
слащавый женский роман. Поэтому и попросила мужчину - Михаила Логинова -
написать сценарий по опубликованным дневникам Айседоры. Называется ее книга "Моя
жизнь". Написана она красиво. Айседора умела устроить из своей жизни красивое
шоу, даже страдания в ней описаны красиво и несколько театрально.
Но Михаил Логинов взял для написания сценария не только дневники самой Айседоры,
но и воспоминания Мариенгофа о ее жизни с Есениным. У Мариенгофа другое мнение -
он полностью очерняет Дункан и уверяет, что над всеми своими мужчинами
издевалась она (а не наоборот!) Как бы там ни было, мне хотелось сыграть не
просто женщину трудной судьбы, а великую танцовщицу, основательницу нового
направления в искусстве - танца модерн.
Да, я соединяю Айседору и себя. В этом образе любая женщина найдет что-то для
себя. Некоторые зрительницы по нескольку раз смотрят спектакль и "примеряют"
этот образ. Вот! Точно так же было и со мной! Уж сейчас я бы ему все
высказала!.. Или - нет, я бы так не смогла поступить: отказаться от любви Крэга
ради искусства? В общем, что-нибудь в этом духе. Хотя лично я думаю, что
возлюбленный Дункан Крэг элементарно ее бросил. А ей уже ничего не оставалось,
как обратить свое унижение в красивую историю любви.
Спектаклей об Айседоре Дункан идет много на разных подмостках в разных городах.
Не боялась ли я повториться? Вообще, я считаю, что все уже написано, все уже
сыграно, спето и нарисовано. Что-нибудь кардинально новое представить публике
очень трудно. Но у меня всегда хватало наглости думать, что именно я сделаю что-
то не так, как все. Судите сами: сколько уже было сыграно Гамлетов? Они все
разные, хотя текст произносят один и тот же. Актеру необходимо самовыражаться, и
не страшно, если до него уже кто-то сыграл Гамлета или Айседору. Он-то ведь
сделает роль совершенно по-другому.
Раньше я специально танцами не занималась, так, на уровне самодеятельности. Но
как играть Айседору Дункан без пластики? В спектакле показаны в основном
пластические этюды, выражающие внутреннее состояние героини и буквально
несколько вставных номеров - танго "Апаш", танец с красным шарфом и "Феечка".
Премудрости танца модерн я постигала с известными хореографами города - Лилией
Каланиной, Андреем Пономаревым, Евгением Богомоловым и Еленой Пановой. Тем не
менее труднее мне давалась не хореографическая, а драматическая сторона роли.
Есть опасность отдаться роли настолько, что можно перестать контролировать себя
как актрису. Шаляпин в свое время говорил, что на сцене в нем как бы существуют
два человека - один полностью отдается эмоциям, а второй его четко контролирует
- куда вступить, "поднажать" или приглушить голос и так далее. Я думаю, что
идеальное актерское состояние - это когда эти два человека рядом. Понимаете,
нельзя допускать на сцене настоящих слез и тяжелого пота. Это в кино можно
"подпустить" слез - сделать двадцать дублей и остаться свеженьким. А если я
выпущу все свои эмоции, то дальше мне нечем будет жить.
Главное, что я вынесла из истории Дункан? Она говорила, что "мужчинами можно
мерять периоды моей жизни". На сегодняшний день я совершенно точно понимаю, что
те женщины, которые заявляют, что они самодостаточны, лгут. И те мужчины лгут,
которые говорят, что могут обойтись без женщин. Всем хочется, чтобы рядом был
человек, о котором можно заботиться, любить его, вместе встретить старость.
Лично моя ошибка в том, что я с детства считала театр своей судьбой, своим
домом, своим мужчиной. Хотя как актрисе мне грех жаловаться, но сейчас я
полностью изменила свое мнение.
Как отношусь к бенефису? Немного страшновато, вот получила звание заслуженной
артистки, а это, как мне кажется, некий рубеж, черта. А что за ней?
| |