|
Правда Севера
3 октября 2006 (179)
Владимир ФОКИН.
В этом празднике есть что-то сиротское
Когда Верхняя Тойма отмечала 850-ю годовщину своего рождения (а происходило это
почти 20 лет назад), в числе праздничных мероприятий были организованы
показательные прыжки с парашютом. Все было задумано и исполнено очень красиво,
омрачил картину лишь один штрих. В тот момент, когда парашютисты должны были
приземляться в центр стадиона, его с клюшкой в руках вздумал пересечь один
старичок. Как это и случается в жизни, маршруты одного из "воздухоплавателей" и
пешехода пересеклись в энной точке, и как ни отмахивался ветеран своей клюшкой
от такой напасти, падающий с неба человек неумолимо готовился сесть ему на шею.
И лишь в самый последний момент старичок успел-таки отпрянуть.
В середине минувшего сентября хоронили соседку, 88-летнюю З. Я. Скрипову.
Последние 10 лет жила она у дочери в Северодвинске, почти не вставала с кровати,
и все хлопоты по уходу легли на дочь и зятя (кстати, сами оба инвалиды).
Алевтине и Николаю с их весьма скромным достатком было несладко. И тем не менее
хоронить ее привезли за пятьсот километров на родину, потратив на это немалые
средства. Когда родственники сели за поминальный стол, тяжести утраты не
выдержала... изба: в подполье лопнула балка, и угол пола просел до земли. Так и
сидели за перекошенными столами.
Бывать на сельских похоронах доводится с годами все чаще. И гонит не праздное
любопытство, а желание проститься с человеком, которого знал много лет, да и в
обезлюдевших деревнях при выносе гроба с покойным не лишними бывают мужские
руки.
С тем, что с распадом колхоза некому стало оплатить некролог в газете, люди
смирились. Местная власть на подобные "мероприятия" особо не стремится - тоже
объяснимо: люди работают молодые, приезжие, стариков по работе не знают и
помнить их им неоткуда. Прежние руководители колхоза не ходят - сами, видать,
болеют.
Объяснения-то находятся, а на душе у родственников неприятный осадок остается:
при жизни были востребованы, а тут... Иногда вспомнят недавнее прошлое, когда
почти каждого усопшего сельчанина обязательно везли сначала на площадь перед
сельским Советом. Там земляки собирались на траурный митинг, председатель
сельсовета произносил полагающуюся скорбную речь, а потом уж - на погост.
Правда, те, кто при жизни на поклон к властям не ходил, и после смерти
обходились без этого. Да и не по-христиански это, когда не люди идут к дому
покойного, чтоб проститься, а его везут к живым...
В своей повседневной жизни мы не привыкли думать о том, что старость (равно, как
и смерть) неотвратима, как тот падающий на голову парашютист, и никакими
клюшками ее не отгонишь. Точно так же последующие поколения людей, которые своим
появлением на свет, образованием, нынешним благополучием по гроб обязаны отцам,
матерям и дедам, не спешат слезть с их плеч, более того, при любой жизненной
неудаче стараются снова оседлать стариков. И это возводится в ранг
государственной политики. Сужу не голословно, а основываясь хотя бы на том, что
вот уже полтора десятилетия страна живет тем, что создали нынешние пенсионеры.
Взамен же последние получили более чем скромные пенсии, кое-какие льготы,
съеденные монетизацией и инфляцией, да еще... День пожилых людей, праздник,
пропитанный фальшью мнимого уважения.
В этот день пожилые люди окрестных деревень обычно собираются в клубе со своим
печеньем-соленьем. Выпить немного тоже принесут. Попоют песен, иногда и спляшут.
С каждым годом их приходит все меньше и меньше.
На подобные мероприятия предпочитаю не ходить. Нет желания быть в числе пожилых,
а уж запах сиротства при живых "родителях" (имею в виду государство) вообще не
могу переносить...
| |