|
Правда Севера
4 октября 2006 (180)
Владимир СОКОЛОВ.
Завершается "северный завоз"
Обзор навигации
При плавании в северных морях 15 октября считается началом здесь осенне-зимнего
периода. В середине осени возле берегов Северо-Запада России начинаются шторма,
которые приносят сюда из Арктики первые заморозки. А там и до ледостава
недалеко. Малый каботажный флот к этому времени обычно прекращает рейсы, а
моряки океанских судов готовятся к работе в плохую видимость, в штормовых
условиях, в морозы. С какими результатами подошли наши судоходные компании к
закрытию навигации?
Плавание судов в малом каботаже 12 мая открыл барже-буксирный караван "Плотовод
- 714", отправившись в Мезень с грузом каменного угля. Белое море к тому времени
только-только освободилось ото льда. Известно, в этот населенный пункт основная
часть грузов доставляется летом. И если товары для местных магазинов везут на
машинах по недостроенной дороге, на речных катерах по Пинеге и Кулою, то
"северный завоз" осуществляется только морским транспортом.
С наступлением лета на рейд поселка Каменка приходили и становились на якорь
танкеры "Жаровиха", "Эмба", буксиры "Инженер Фадеев", "Поморье", "Турий" с
баржами. Дальше для жителей Мезенского и Лешуконского районов дизельное топливо
отсюда перевозят уже речные баржи. Всего за пять месяцев морем в Мезень
доставлено более 25 тысяч тонн грузов.
По программе "северного завоза" за лето и половину осени во все портопункты
Белого и Баренцева морей доставлено дизельное топливо, каменный уголь и даже
дрова. Всего - около 46 тыс. тонн. Основную роль в поставках солярки жителям
побережья сыграли танкеры "Орлец" и "Товра".
Каменным углем при помощи плашкоутов ОО "Арктик-рейд" обеспечены поморские
деревни Золотица, Ручьи, Койда, Пертоминск, Долгощелье, Лопшеньга. На судах
Северного речного пароходства в населенные пункты, расположенные в
Большеземельской тундре, - Бугрино, Каратайка, Белушье, Ома, доставлены дрова.
На своей традиционной, северной, линии продолжают трудиться плашкоуты фирмы
"Норд-Вей". В Несь, в Шойну плашкоуты "Варнек" и "Вайново" выполнили по 5 - 6
рейсов. И местное население справедливо замечает: "Эти небольшие пароходы -
единственная, но надежная ниточка, связывающая нас с цивилизацией".
Морские рейсы к "жемчужине Севера" - Соловкам стали регулярными с первых дней
июня. Судно "Орион" грузоподъемностью всего-то 40 тонн выполнило в мае-июне пять
рейсов с продуктами. Теплоход "Даурия", обеспечивающий продуктами расположенные
вдоль Летнего берега деревни, приходит на Соловки через каждые 10 - 12 дней.
Кроме них, сменяя один другого в июне - июле, у причала гавани Благополучия
побывали плашкоуты "Кеница", "Красавино" с каменным углем, контейнерами,
генеральным грузом. Танкер "Товра", решая проблему снабжения архипелага
топливом, доставил на остров 580 тонн дизельного топлива и 430 тонн мазута.
Снабжение через море Соловков продолжается.
Погрузка для геологов Варандея, Дресвянки и Нарьян-Мара производится в районах
архангельского порта Жаровиха, Бакарица и Экономия. Достаточно сказать, что в
нынешнюю навигацию уже отправлено около пятидесяти тысяч тонн генеральных
грузов. Как и прошлом году, с тяжелой техникой в трюмах и на палубе сюда ходят
суда Северного морского пароходства. Но не только. Объемы перевозок увеличились
настолько, что пришлось обращаться за помощью к речникам - Волжскому и Обь-
Иртышскому речным пароходствам. Транспорты назначением на побережье Печорского
моря и сейчас отправляются из Архангельска ежедневно.
Без перебоев работает и Дудинская линия. Суда Мурманского морского пароходства
за летний период перевезли на Енисей более 135 тыс. тонн самых разных грузов. В
дальнюю Арктику с наступлением благоприятной ледовой обстановки ушли танкеры с
топливом: "Индига" - на реку Яна, "Георгий Кононович" - в Амбарчик, "Котлас" -
на Диксон".
| |