Пресса Архангельской области
 
51143300 51143300 51143300 -->


Правда Севера
14 ноября 2006 (217)
Инф.

Будет Россия лесной державой

" Экономика

На днях Госдума России приняла в третьем чтении Лесной кодекс РФ. Этот важнейший для нашей лесной области законодательный акт вступит в силу в 2007 году. Тем не менее панацеей от всех бед и проблем в ЛПК региона и России Лесной кодекс не станет. О путях решения этих проблем говорил в своем докладе 10 ноября на приеме в администрации Президента РФ депутат Госдумы, глава подкомитета по лесу Владимир КРУПЧАК.Уважаемые участники совещания!

К сожалению, роль лесного сектора в экономике России ничтожно мала по сравнению с мировым лесным рынком. Вследствие низкого уровня переработки древесины на долю лесопромышленного комплекса приходится всего лишь 1,2 процента от ВВП и 3,2 процента от выпуска промышленной продукции.

Огромные запасы ценной древесины могли бы стать движущей силой для повышения эффективности лесного сектора, роста его конкурентоспособности и доходности. Однако состояние и перспективы развития глубокой переработки древесины в России оставляют пока желать лучшего. Остановлюсь на доминирующих тенденциях развития этого важнейшего для экономики страны сектора, а также его основных отраслей.

С 1990 года заготовка древесины в нашей стране сократилась в 2,7 раза, производство пиломатериалов - более чем в 3,5 раза, выпуск бумаги и картона - в 1,5 раза. За 15 лет доля России на мировом лесном рынке упала с 20 до 2 процентов. И только по экспорту круглого леса мы впереди планеты всей, так как его доля превышает 26 процентов. Но, как заметили иностранные компании на международной конференции в Вене, россияне долго запрягают, но затем очень быстро едут.

Обнадеживает, что за прошедшие 3 года ситуация в лесном секторе несколько улучшилась. Это произошло за счет более интенсивного развития целлюлозно- бумажной промышленности, однако темпы увеличения импорта бумаги и картона более чем в два раза превышают темпы роста экспорта.

Несмотря на некоторые успехи в ряде отраслей, Россия в разы отстает от развитых лесопромышленных стран по уровню переработки леса, особенно в целлюлозно- бумажном производстве. Стоимость продукции, произведенной из кубометра древесины, равна примерно двум тысячам рублей, тогда как в скандинавских странах с небольшим запасом леса она выше в 5 раз.

Базовые отрасли лесного сектора вот уже 10 лет находятся в кризисном состоянии. Лесозаготовительное и лесопильное производства в целом по стране убыточны, рентабельность целлюлозно-бумажной промышленности также едва превышает 10 процентов.

Тормозом оздоровления ситуации в лесном секторе является отсутствие необходимой сети лесовозных дорог. В результате основная часть лесозаготовок концентрируется вблизи существующих магистралей, где лесфонд уже заметно истощен.

Для освоения новых лесных массивов, увеличения лесозаготовок со 130 до 250 миллионов кубометров требуется построить 12 с половиной тыc. км лесовозных дорог и зaтpaтить более 18 млpд рублей, которых, кстати, у лесопромышленников нет.

Другим важным фактором низкой рентабельности лесного бизнеса является непропорционально высокий рост цен и тарифов на железнодорожный транспорт и энергетику по сравнению с ростом цен на лесопродукцию.

Импульс развитию российского лесного сектора смогли бы дать крупные вертикально интегрированные компании, способные концентрировать инвестиционные ресурсы и вкладывать их в развитие конкурентоспособных производств. Таких компаний в российском лесном секторе пока немного, не более 10. Они производят лишь десятую часть от общего объема лесопродукции, тогда как во всем мире интегрированные компании выпускают две трети лесобумажной продукции.

Хотел бы отметить, что за последние пятнадцать лет были проведены сотни подобных совещаний, на которых обсуждались проблемы лесного сектора. Но "воз и ныне там", за исключением некоторых мер государства по отмене вывозных пошлин на лесопродукцию и ввозных пошлин на технику, не производимую в России. Видимо, это и вынудило президента России Путина лично вмешаться в ситуацию и на совещании в Сыктывкаре жестко поставить задачу по выводу российского лесного сектора из кризиса.

Из-за бездействия ответственных за лесной сектор чиновников продолжает нарастать техническая и технологическая отсталость производства, медленно идет внедрение инноваций. В результате конкурентоспособность российской лесопродукции на мировом рынке из года в год снижается, цены на нее ниже среднемировых на 20-30 процентов.

Тревогу вызывает и состояние российского лесного машиностроения. Предприятия этой отрасли имеют низкую загрузку мощностей и практически нулевую рентабельность. Решение проблемы лежит в расширении кооперированных связей с зарубежными поставщиками современных машин, создании совместных предприятий по аналогии с автопромом.

Неблагоприятный инвестиционный климат не позволяет привлекать инвестиции в лесной сектор, ежегодная потребность в которых превышает 120 млрд. рублей и покрывается лишь на 40%.

Я как лесопромышленник- практик хотел бы кратко остановиться на ситуации в Архангельской области, которая поможет лучше понять проблемы лесного сектора в целом. Хотел бы отметить, что область обладает лучшими условиями в стране для развития лесной промышленности. Это - большая лесосырьевая база с расчетной лесосекой в 20 млн кубометров, наличие развитых транспортных путей, территориальная близость к европейским рынкам, круглогодичная отгрузка лесопродукции через Архангельский порт. Ленин в свое время назвал Архангельскую область "всесоюзной лесопилкой, валютной кузницей страны".

Однако сегодня вырубается только 9 млн кубометров из 20. Из ста с лишним леспромхозов - 80 процентов убыточны, лесовозные дороги не строятся, а вдоль существующих магистралей хвойный лес практически весь вырублен. Лесопильные предприятия в результате испытывают дефицит сырья, а из 30 лесозаводов только 2 работают рентабельно, так как входят в состав вертикально интегрированных структур.

Из трех крупнейших целлюлозно-бумажных комбинатов страны эффективными являются только Архангельский и Котласский, но и их модернизацию затормозили корпоративные войны. Многочисленные проблемы архангельского лесного сектора, который когда-то был опорой экономики области, помогла бы решить программа его стратегического развития, которой в области нет. Уверен, что такую программу должен иметь каждый субъект федерации, каждый федеральный округ.

Но главной причиной кризисного состояния лесной промышленности и лесного хозяйства, на мой взгляд, является отсутствие, по существу, государственного регулирования деятельности этих отраслей, которые в совокупности образуют в российской экономике единый лесной сектор. Во всем мире такого деления по отраслям нет, а объектом стратегического планирования являются единые лесные сектора национальных экономик. К тому же в России до сих пор нет национальной лесной политики, которая бы определяла приоритеты развития производства наиболее конкурентоспособных видов лесопродукции, способных принести государству максимальный доход.

Перечень основных проблем лесного сектора приведен на слайде 13. Хочу акцент сделать на корпоративных лесных войнах. Рейдерским атакам подвергались самые крупные и эффективные предприятия леспрома - Братский ЛПК, Усть-Илимский ЛПК, Камский ЦБК. Акционеры Сыктывкарского ЛПК в целях защиты были вынуждены продать контрольный пакет акций иностранной компании "Монди". И сегодня корпоративная война ведется против таких ведущих целлюлозно-бумажных комбинатов, как "Волга" и Архангельский ЦБК. К сожалению, в нашей стране пока нет механизма защиты собственников и инвесторов, поэтому акционеры российских компаний вынуждены продавать свои доли зарубежным фирмам, но не в целях привлечения инвестиций, а для защиты своей собственности. В результате мы теряем национальную лесную промышленность, которая из-за корпоративных войн постепенно переходит под контроль иностранных государств.

Огромную роль в повышении эффективности лесного сектора играет гарантированное снабжение перерабатывающих предприятий древесиной, что должно обеспечить лесное законодательство.

На этой неделе в Государственной Думе был принят Лесной кодекс. Однако там остались спорные вопросы, которые необходимо учесть в дальнейшей работе над лесным законодательством.

Прежде всего - это приоритеты компаниям, имеющим мощности по глубокой переработке древесины. Ведь вряд ли непрофильные фирмы, у которых нет перерабатывающих мощностей, станут брать в аренду лесные участки для переработки леса. Зaтo у них есть возможность отдать участок леса в субаренду тем же лесопромышленникам, заниматься иным спекулятивным оборотом арендованных участков.

Нельзя создавать конкурентную среду ценой разрушения отечественного леспрома. Мы это уже проходили на начальных стадиях приватизации. После тяжелых ошибок акционирования отдельных предприятий, входящих ранее в технологически связанные комплексы, правительство лихорадочно выпустило постановление о создании лесопромышленных холдинговых компаний. Но урок не усвоен, и государство вновь провоцирует разрушение технологической интеграции отрасли, отсекая от лесопромышленников сырьевую базу. Этого допустить нельзя, поэтому при передаче лесных участков в аренду преимущества должны иметь лесопользователи, которые уже имеют перерабатывающие мощности.

Помимо актов лесного законодательства, необходимо принять ряд мер по экономическому регулированию деятельности лесного сектора.

В качестве первостепенной меры по улучшению инвестиционного климата в ЛПК могла бы быть разработка инвестиционных соглашений между бизнесом и государством, где инвесторам в обмен на обязательства по развитию глубокой переработки древесины могут предоставляться определенные преференции. Например, выделение лесного участка по льготным ставкам, субсидирование процентной ставки по кредитам для финансирования инвестиционных проектов и т.д.

В свою очередь инвесторы могут брать на себя такие обязательства, как выпуск наиболее конкурентоспособных видов лесопродукции, комплексное использование древесины, включая утилизацию всех отходов. Государство должно стимулировать развитие производства биотоплива из древесины. Сегодня многие страны переходят на этот дешевый и экологически чистый вид топлива, поэтому мы и отправляем свои опилки и стружку баржами за рубеж, где из них делают топливные гранулы и брикеты. В условиях дороговизны доставки угля и мазута во многие лесные регионы использование биотоплива для промышленных и бытовых нужд помогло бы решить многие социальные и экономические проблемы.

В заключение остановлюсь еще на нескольких важных мерах, которые необходимо в первую очередь предпринять государству. Это:

1. Стимулирование интеграции леспромхозов с предприятиями по глубокой переработке древесины путем преимущественного наделения вертикально интегрированных структур лесосырьевой базой, как это делается во всем мире.

2. Долевое участие государства в финансировании строительства лесовозных дорог путем выделения для этого средств из бюджета.

3. Создание условий для сырьевого обеспечения предприятий по глубокой переработке древесины путем введения заградительных таможенных пошлин при экспорте круглого леса, а также формирования целевых хозяйств.

4. Отмена вывозных таможенных пошлин на оставшиеся виды продукции глубокой переработки древесины - пиломатериалы, бумагу, картонную тару и т.д.

5. Стимулирование увеличения выпуска наукоемких видов лесопродукции путем введения налоговых льгот на прибыль, реинвестируемую в развитие производства или налоговых каникул на период окупаемости проектов. Это можно делать в рамках инвестсоглашений.

6. Создание совместных с зарубежными фирмами машиностроительных предприятий по производству техники для всех отраслей ЛПК, развитие отечественного производства путем покупки патентов и лицензий.

В конце своего выступления хочу сделать акцент на необходимости принятия государством национальной лесной политики, которая есть и успешно выполняется в большинстве развитых лесопромышленных стран. В целях ее ускоренной разработки считаю целесообразным создать центральный координирующий орган - экспертный совет при Президенте Российской Федерации по вопросам развития лесного сектора экономики. В условиях отсутствия национальной лесной политики и центрального координирующего штаба вряд ли лесной сектор сможет быстро развиваться, а Россия вернуть себе статус великой лесной державы.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя