|
Правда Севера
25 ноября 2006 (226)
Елена ЦВЕТКОВА.
Бюджет с уклоном в капремонт
На следующей неделе депутатам Архангельского горсовета предстоит рассматривать
бюджет города на 2007 год. Параметры главного финансового документа уже
обсуждались на депутатских комиссиях. Сегодня о содержимом городского кошелька
мы беседуем с председателем комиссии по финансам и бюджету Сергеем Моисеевым.-
Сергей Вениаминович, из чего будет складываться доходная часть бюджета?
- Структура доходов городского бюджета по макропоказателям по сравнению с
прошлым годом осталась та же. Доходы спрогнозированы на уровне 2 миллиардов 844
миллионов 600 тысяч рублей. Из них налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
составляет примерно 1700 миллионов - порядка 60 процентов. Затем идут налоги на
имущество (435 миллионов), а также сдача имущества в аренду (559 миллионов). Ну
и налоги на совокупный доход (170 миллионов), единый налог на вмененный доход
(91 миллион).
- Какие статьи расходов наиболее возросли или уменьшились по сравнению с
бюджетом-2006?
- Цифры расходов выросли по отрасли "жилищно-коммунальное хозяйство" - рост
порядка 50 процентов. Общая сумма составит 1320 миллионов рублей. Если
раскладывать дальше, мы видим, что рост расходов на капитальный ремонт жилого
фонда восьмикратный - около 85 миллионов рублей. По последним данным,
предоставленным мэрией, в городе 748 ветхих и непригодных для проживания домов.
Безусловно, на их ремонт всех этих денег не хватит. Но уже сама тенденция, на
мой взгляд, позитивная и правильная. Эту проблему надо решать, и я на
сегодняшний день не вижу других вариантов - только закладывать в бюджете деньги
на капремонт.
Расходы на коммунальное хозяйство вырастут на 40 процентов и составят 1194
миллиона рублей. На эти средства запланирована реконструкция тепловых сетей на
острове Бревенник, котельная в Затоне, тепловые пункты в районах Экономия,
Затон, Силикатный. Также строительство бань на Бревеннике и Хабарке, капремонт
внутриквартальных тепловых, электрических, водопроводно-канализационных сетей.
Это порядка 40 миллионов рублей. На капремонт дорог - 400 миллионов, на
освещение города - 66 миллионов, озеленение - 15 миллионов. Еще 353 миллиона -
на содержание дорог, мостов, переправ. Обратите внимание: это в первую очередь
капитальный ремонт всей инфраструктуры города, и на него значительно увеличены
расходы по сравнению с прошлым годом.
Конечно, можно говорить, что для восстановления ветхого жилого фонда 85
миллионов недостаточно и хотелось бы выделить больше. Но дороги тоже надо
делать, и мосты, и освещать город надо, и котельными на окраинах заниматься. Эти
проблемы можно решать, только серьезно увеличивая финансирование. Таким образом,
в проекте бюджета следующего года заметен явный уклон в сторону капитального
ремонта, в том числе социальных учреждений, больниц, школ, садиков. Раньше в
таком объеме средства на эти цели не выделялись.
По другим статьям расходов идет обычная индексация. Я бы не сказал, что есть
значительные отклонения. С моей точки зрения, отражены интересы всех отраслей
городского хозяйства.
- А как же предложение мэра - урезать финансирование милиции, чтобы ее содержала
область, федерация?
- В проекте бюджета расходы на милицию предложены мэрией в размере 42 миллионов
рублей. В прошлом году закладывали 105 миллионов. Я считаю, что это не совсем
взвешенный подход. В первую очередь сокращение финансирования отразится на
горожанах. А если мы вместо 144 запрашиваемых миллионов дадим всего 42 -
произойдет явное сокращение рядового состава милиции. Соответственно, меньше
будет патрулей, меньше участковых... Это приведет к определенной напряженности в
городе.
Думаю, мы с коллегами еще обсудим вопрос о повышении финансирования милиции.
Предполагаю, что найду поддержку у депутатов, и мы внесем поправку в эту статью.
Сложность в том, что бюджет - это не простой механизм: выдерни одну строку, и
обязательно "полезет" другая. Поэтому в первую очередь придется показать, откуда
можно взять деньги.
- Вы говорили о массовом капремонте жилья. Будут ли заложены средства на
строительство нового?
- У нас разработана программа строительства социального жилья для переселения
граждан из ветхого и непригодного для проживания. На следующий год расходы на
эти цели составят 15 миллионов. Я бы не сказал, что это большая цифра. В этом
году было около 10 миллионов, но есть проблемы с освоением даже этой суммы. Хотя
достаточно много было сделано. Проведены капитальные ремонты, здания переведены
из нежилых в жилые - на Воскресенской, в Исакогорском округе.
- Ваши коллеги в Северодвинске начали борьбу с зарплатами в конвертах.
Предпринимателям, у которых высокая зарплата наемных сотрудников, снижают налог.
А как в областном центре? Есть идеи, способствующие росту зарплат и,
следовательно, увеличению НДФЛ?
- Во-первых, я еще не видел документов наших коллег. Во-вторых, возможно,
механизм у них не совсем такой. На самом деле технология проста. Проводится
мониторинг заработных плат, и у кого она ниже средней, к тому применяются
несколько другие подходы, например, повышен корректирующий налог по ЕНВД (единый
налог на вменённый доход). С учетом того, что НДФЛ - один из основных источников
бюджетных доходов, за повышение зарплат надо бороться. По этому поводу у нас
были многократные заседания, в том числе и с налоговой инспекцией, с директорами
предприятий... Посмотрим, насколько удачным будет опыт Северодвинска, возможно,
применим его и в Архангельске.
Но я думаю, что подменять доходы от ЕНВД на другой вид - НДФЛ - не совсем
правильно. Из одного кармана берешь, в другой кладешь... Хорошенько посчитать
надо. Хотя это проблема не только наших городов и области, она всероссийская.
Если предприниматели идут на такие "серые" схемы, видно, это не от самой лучшей
ситуации вокруг их предприятий. Подходить к решению проблемы надо очень
взвешенно. И предпринимателей надо стимулировать, они должны развиваться. Это не
только НДФЛ, это рабочие места, новые технологии, региональный валовый продукт,
масса других налогов, которые остаются у нас. Сейчас гораздо важнее, чтобы малый
и средний бизнес развивался.
- Уже известно, что бюджет будет дефицитный. За счет каких доходов планируется
погашать дефицит?
В этом году мэрия предложила почти максимальный дефицит бюджета - 9 процентов. В
прошлом году, когда я на комиссии предлагал увеличить дефицит с 5 до 8
процентов, мэрия была категорически против. Говорили, что это очень рискованно.
Но тем не менее мы увеличили, и за девять месяцев исполнение идет нормально,
получаем дополнительные доходы.
Любой дефицит должен быть обеспечен. Иначе смысла в нем нет. Это и заемные
средства, в том числе банков, и помощь из бюджетов других уровней. Пойдут
дополнительные доходы и по НДФЛ. Не очень большая сумма заложена - порядка 110
миллионов рублей - по прогнозному плану приватизации, а объектов чуть меньше
100. На эту статью обязательно обратим внимание. В Северодвинске в декабре будет
тоже продаваться один из объектов в центре города, и цена у него рыночная. Это
будет определенный показатель - за какую сумму он уйдет. Думаю, резервы здесь
очень большие. Если ориентироваться только на Архангельск и область, это не
совсем правильно. Может быть, имеет смысл более эффективно поработать со СМИ, в
том числе в Москве и Санкт-Петербурге, чтобы инвестиции сюда пришли. И тогда мы
получим достаточно большие деньги.
Скорее всего, будут также дополнительные налоговые доходы. Мы с испугом
подходили к новому для нас земельному налогу, но и тут выполняем то, что
запланировали. Так что и в следующем году, хоть бюджет и напряженный, мы его
выполним и дефицит погасим.
| |