Правда Севера
3 ноября 2006 (211)
Анна ЕДЕМСКАЯ.
Готовимся к ледоставу
Лешуконцы мечтают о морозах
Зима в нашей области постепенно вступает в свои права. Для речников, жителей
прибрежных и островных территорий началось трудное время распутицы, когда на
реках еще не установился прочный лед, но снежная и ледовая шуга уже мешает
движению судов. Особую тревогу в этот период вызывают "дикие" лодочные
переправы, а также беспечные любители порыбачить. По данным главного управления
МЧС по Архангельской области, только за последнюю неделю в области утонули шесть
человек, на водоемах спасено более десятка людей.
В эти дни в районах полным ходом идет подготовка к зимней (ледокольной)
навигации. С 1 ноября на зимнее расписание перешли речники Ленского,
Лешуконского и Мезенского районов. После 10-го числа проход по водным артериям
для пассажирских и маломерных судов закроется по всей области. К этому времени
главы муниципальных образований должны составить перечень ледовых переправ и
отчитаться об их оснащении. Для усиления мер по предупреждению гибели людей во
время распутицы и после укрепления ледостава зимники в МО будут принимать
специально созданные комиссии.
Как рассказала начальник отдела речных и морских гидрологических прогнозов
Севгидромета Елена Скрипник, усиленное ледообразование на реках области началось
еще в 20-х числах октября, однако после недавнего потепления Северная Двина,
Вага и Пинега вновь очистились. В Мезенском районе лед начал "закрывать" водоемы
еще с 16-го числа прошлого месяца, и этот процесс не прекращался. На акватории
порта Архангельск также намечается скорое ледообразование.
Одеваться в белые одежды реки в этом году начали сравнительно рано. Причина - в
большом количестве осадков. В ближайшие дни в связи с наступившим похолоданием
ожидается усиление ледообразования на всех реках. На мелководных участках дельты
и на малых реках ледостав ожидают уже к выходным. А Северную Двину, возможно,
"скует" к середине месяца.
По словам начальника пассажирского районного управления ОАО "Архречпорт"
Александра Попова, на внешних речных линиях Архангельск - Вознесенье и
Архангельск - Чубола теплоходы уже в среду не могли пройти до конца своих
маршрутов. Скорее всего, в ближайшие дни сообщение речным транспортом будет
остановлено. На внутренних речных линиях областного центра (на Экономию, в
Маймаксанский лесной порт, на 14-й лесозавод и др.) теплоходы ходят с
опозданием. Здесь ведется работа по замене судов маломощными буксирами.
Заместитель главы Маймаксанского округа Николай Жирохов добавил, что в Реушеньге
и на 23-м лесозаводе установлены долгожданные причалы, которые должны обеспечить
безопасность пассажиров и транспорта. Идет подготовка к конкурсу на
строительство пешеходных ледовых переправ, которых в округе всего пять.
Фото Виталия Крехалева.
Окончание на 2-й стр.
В районах обеспокоены тем, что из-за дождливой осени уровень воды в реках
слишком высок. Это может затянуть установление на реках прочного льда, а весной
во время паводка привести к многочисленным заторам. По словам начальника отдела
ГО и ЧС администрации Шенкурского района Павла Семушина, река Вага - самая
проблемная в МО: в начале этой недели вода здесь поднялась на 172 сантиметра
выше нормы - такого не было уже лет тридцать. Сейчас вода пошла на спад. Пока
на реке шуга слабая, поэтому по-прежнему пассажиров и транспорт перевозят
паромы, действует лодочная переправа. С 10 ноября на работу выйдут баржи.
Прочный лед, скорее всего, появится на Ваге только к 20-м числам, и тогда будут
устанавливать понтонный мост. С переправой для пассажиров проблем не будет, а
для транспорта сообщение может быть прервано на неделю.
Похожая ситуация наблюдается в Верхнетоемском районе. А в Лешуконском с
нетерпением ждут морозов: уже вторую неделю население оторвано от "Большой
земли". Как сообщил заместитель главы районной администрации Виктор Хохлов, на
реках - шугоход, нет ни пешеходных, ни элементарных паромных переправ.
Население многих сел и деревень живет за счет запасов. Один раз в неделю с
"Большой земли" прилетают самолеты с продуктами и почтой. Разумеется, цены на
товары завышены на 30-40 процентов. Но и эти доставки могут скоро прекратиться -
слишком дорогое удовольствие. Если бы в ближайшие дни подморозило градусов до
17, то лед на реках встал в течение трех дней. Теплая погода может еще долго
мучить лешуконцев: в прошлом году ледовых переправ ждали до конца декабря.
По словам Виктора Хохлова, в этом году областной департамент транспорта и связи
облегчил жизнь Мезенского района, выделив ему судно-амфибию на воздушной
подушке. В будущем году Ленскому району обещают катер, а лешуконцев снова
обделили. Хотя одним судном проблемы транспортного сообщения не решить:
необходима дорога к областному центру. А пока у лешуконцам остается одно: ждать
спасительного зимника до Карпогор.
|