Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
8 ноября 2006 (213)
Инф.

Два субъекта на одной территории

Конфликтовать или снова жить вместе?

- В начале 90-х годов, когда в пораженной глубоким экономическим кризисом России начались кардинальные политические перемены, я работал председателем Архангельского облисполкома, поэтому хорошо помню ту сложнейшую ситуацию, в которой оказался наш северный край. Тогда, в эйфории демократии, была "на ура" встречена идея повсеместного провозглашения суверенитетов республик и национальных округов, выдвинутая президентом Ельциным.

В водоворот этих процессов была втянута и Архангельская область, в состав которой исторически входил Ненецкий национальный округ, получивший потом статус автономного, но самостоятельного субъекта Федерации, при этом по-прежнему находящегося в составе Архангельской области.

Округ получил немало прав и полномочий. И сегодня, когда начался (видимо, безповоротно) обратный процесс, я понимаю тех депутатов и чиновников из НАО, которым очень не хочется расставаться с полученной властью. Однако в спорном вопросе важно приглушить политические амбиции и объективно осознать суть возникшей проблемы.

Архангельская область и Ненецкий автономный округ как были, так и сегодня соединены одной пуповиной - социально-экономическими связями, корни которых формировались многими десятилетиями. На совместно пройденном пути все было - и плохое, и хорошее. Разговор сегодня не об этом.

Депутаты окружного Собрания публично заявили о том, что, мол, экономически бедная Архангельская область покушается на богатый НАО с "кровопийной" целью изъять бюджетную прибыль округа для "затыкания дыр" в дефицитном областном бюджете. Но почему-то замалчивается принципиальный вопрос: а откуда взялась эта прибыль?

Не спорю: жизнь населения НАО с развитием промышленной разработки в нем нефтяных и газовых месторождений заметно улучшилась. Но, несмотря на растущие доходы окружной казны, полученные от эксплуатации нефтяных и газовых месторождений, в НАО по-прежнему имеются большие и не решенные пока социальные проблемы. Конечно, нефтяники преобразуют Нарьян-Мар, строят хорошие дома для работников своих компаний. Но ведь и Архангельская область демонстрирует одновременно неплохой социально-экономический рост! Уж не такие мы бедные да несчастные, как это пытаются представить политики из сопряженного с нами субъекта РФ.

С чего мы начинали путь из кризиса начала 90-х годов? С братского дележа скудных товарных ресурсов самой первой необходимости: сахара, колбасы, масла, спичек... С решения этой задачи я как председатель облисполкома, а потом губернатор начинал каждый рабочий день.

В ту пору денежные средства из федерального бюджета поступали без разделения между их получателями. И можно было бы отщипнуть от общего пирога более лакомые кусочки в помощь одинаково бедствующим городам, районам области. Лесной промышленности, наконец. Но мы и тогда смотрели вперед, понимая, что будущее развитие архангельского Севера во многом зависит от успехов геологоразведки недр Ненецкого округа, ускорения промышленного освоения открытых здесь месторождений. Поэтому не скупились на финансирование этого общего дела, подкрепляя федеральную помощь средствами областного бюджета. Искали ледоколы, самолеты, чтобы на зиму обеспечить работающих в НАО архангельских геологов всем необходимым. В том числе и начинавшую там совместный бизнес с нами американскую нефтедобывающую компанию "Коноко". Помню, свое первое заседание облисполкома я провел именно в Нарьян-Маре, на котором была принята программа социально- экономического развития округа, финансово, подчеркну, подкрепленная.

Естественно, Архангельская область надеялась на отдачу вкладываемых средств. А сегодня вдруг оказывается, что она не имеет на это никакого права! И коль речь сегодня зашла об обвинениях области в притязаниях на доходы НАО, то надо бы на основе официальных документов, а не политических страстей, разобраться: кто кому и сколько должен? Нельзя же, господа, путать политику с экономикой!

А что касается ненецких нефти и газа, которые округ постоянно выставляет в качестве козырной карты на переговорах с Архангельской областью, то это природное богатство - достояние всех жителей и Архангельской области, и Ненецкого автономного округа, всей России. Надо не делить, а приумножать нажитое совместно прожитой жизнью! В Ненецком автономном округе (НАО) профсоюзы здравоохранения, образования и культуры собираются провести 11 ноября в Нарьян- Маре перед зданием мэрии митинг протеста против объединения с Архангельской областью, сообщили информагентства. В поддержку этого требования по инициативе местных депутатов из регионального отделения партии "Единая Россия" собрано 7,5 тыс. подписей. В окружной администрации обстановку объясняют тем, что власти соседнего региона (Архангельской области) выставляют заведомо нереальные финансовые требования к округу, что означает провал в НАО нацпроектов и инвестиционных программ, а по сути - остановку округа в своем развитии. "Правда Севера" постоянно следит за непростой ситуацией, которая складывается вокруг возможного объединения двух соседних регионов. Сегодня ее комментирует доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента, директор Высшей школы делового администрирования и Института северных территорий Поморского государственного университета Юрий ЛУКИН:

- Вопрос о статусе автономных округов давно превратился в одну из самых острых проблем федеративного устройства современной России. В постсоветское время с подписанием 31 марта 1992 года Федеративного договора и принятием Конституции России 12 декабря 1993 года Ненецкий автономный округ стал равноправным субъектом Российской Федерации. Два субъекта на одной территории - где еще в глобальном социуме найдешь такое раздвоение? С одной стороны, Ненецкий автономный округ считается формой национального самоопределения его жителей, превратившись из административной автономии в субъект Федерации. С другой стороны, он находится территориально в составе другого субъекта - Архангельской области.

Даже с позиции формальной логики часть целого не может быть равной целому. Следовательно, автономные округа имеют искусственно созданный для них статус субъектов Федерации. При этом Конституция РФ не допускает возможность отношений подчинения между субъектами РФ, называя их равноправными.

Архангельская область оказалась за эти годы в силу разных причин не в состоянии разграничить полномочия органов государственной власти, разработать совместные программы социально-экономического и культурного развития, выстроить партнерские отношения с частью своей территории. Разгорающийся сейчас конфликт вокруг договора о межбюджетных отношениях - яркое того свидетельство.

Думается, что любые изменения, связанные со статусом Архангельской области и НАО, потребуют решения комплекса вопросов. Например, совместно разработанной стратегии социально-экономического развития всей территории Архангельской области на длительную перспективу хотя бы до 2020 года, тщательного учета социально-этнических интересов и потребностей русских, украинцев, ненцев, коми - всего населения региона - не на словах, а на деле.

В частности, разработки и внедрения ненецкой модели местного самоуправления, развития современных самоуправляемых общин, ненецкого парламента, государственно-частного партнерства, разработки и реализации крупных проектов и инвестиций на территории всей Архангельской области, включая НАО.

Перспективное объединение с НАО - это современный проект частно- государственного партнерства, в котором сойдутся интересы федеральной власти, региональной власти и бизнеса. Как воздух нужны не словесные баталии по разделу бюджета, а конкретные совместные инвестиционные проекты. Самые крутые, масштабные суперпроекты!

Демократический, эволюционный характер процессов объединения субъектов РФ, формирования региональных социумов - это долгий, весьма сложный и противоречивый процесс, в котором каждый шаг делается в соответствии с законами, в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Другого пути нет, хотя высказываются предложения решить проблему административно-территориальных изменений путем проведения общероссийского референдума во всех регионах сразу.

Пока же проведение референдума требуется только в тех субъектах, которые начинают процесс объединения в соответствии с действующей процедурой, прописанной в федеральном законе "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации". Принцип добровольности является ключевым моментом во всех моделях объединения. Только грамотный менеджерский подход и точный расчет, анализ всех преимуществ объединения двух субъектов РФ на одной территории Архангельской области, весомая поддержка государства могут привести к тому, чтобы население Архангельской области и НАО абсолютным большинством голосов поддержало на референдуме идею объединения. В этом должны быть равно заинтересованы власть, бизнес и население регионов. Иначе любое объединение превратится в бессмысленную перекройку границ и административных влияний.

Думается, что существующие проблемы развития северных территорий предстоит решать выработкой концептуально обоснованной государственной региональной политики, общей стратегии, региональных бизнес-планов, инвестиционных проектов развития северных территорий; создания реально действующих институтов согласования интересов власти, бизнеса и региональных, местных сообществ; использования других механизмов межрегиональной интеграции.

Это более тяжкий, медленный, трудоемкий и затратный путь, но он может в итоге оказаться эффективнее административно-бюрократического варианта решения проблем северных территорий.

В Ненецком автономном округе сегодня не разыгрывается национальная карта, а нагнетается миф о негативных социально-экономических последствиях объединения. Среди населения утвердилось мнение, что если НАО объединится с Архангельской областью, "то мы будем получать, как архангельские", то есть раза в три меньше заработную плату.

Однако укрупнение субъектов Российской Федерации не является и не может быть самоцелью государственной политики.

Окончание на 6-й стр.

Реформа управления на региональном уровне должна иметь мягкий конструктивный (не радикальный, не революционный) характер, фактически начавшийся с создания единых федеральных структур в макрорегионах и продолжающегося объединения с автономными округами в сложноорганизованных субъектах Федерации. Надо четко определиться: какие функции передать от субъектов РФ на муниципальный уровень, ближе к людям, а какие - федеральным округам? Это ключевой вопрос реформы управления. Здесь важны нормативы, социальные стандарты, мандаты обеспеченные финансовыми и другими ресурсами. Несомненно, что такой подход потребует четкого разграничения полномочий между всеми уровнями власти и значительное повышение роли местного, территориального самоуправления в решении всех вопросов жизнедеятельности населения.

Упор в проводимой реформе местного самоуправления делается на разграничении межбюджетных отношений. Конечно, не должно быть необеспеченных мандатов; местные и региональные власти должны располагать набором реальных полномочий за счет собственных ресурсов, получаемых из местных и региональных налоговых источников. Население в итоге будет иметь лучшее представление, кто, за что отвечает, улучшится доступ граждан к социальным благам.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя