Пресса Архангельской области
 
24857459 24857459 24857459 -->


Правда Севера
13 декабря 2006 (238)
Владимир СОКОЛОВ.

Ау, где вы, моряки?

На флоте обостряется проблема кадров

профобучение

По мере того как промышленные предприятия области, преодолев последствия вхождения в рыночные отношения, начинают стабильно работать, все острее становится проблема подготовки кадров.

Взять, к примеру, Соломбальский механический завод - традиционного производителя средств механизации лесообработки. Он почувствовал нехватку квалифицированных работников сразу, как только начал наращивать выпуск машин для нужд ЛПК. В аналогичном положении оказалось и Северодвинское машиностроительное предприятие. Получив солидные и выгодные заказы от военно-морского флота, Министерства природных ресурсов, имея средства производства, финансовые ресурсы, Севмаш ощутил дефицит рабочих рук...

Впрочем, ситуация везде одинакова. Как только то или иное предприятие получит возможность экономического подъема, в отделах кадров звучит одна и та же оправдательная фраза: "Где мы вам возьмем образованных, опытных, да еще и без вредных привычек?"

Об этом и шел разговор на первом межрегиональном форуме "Во славу флота и Отечества", недавно состоявшемся в Архангельске.

На мировом флоте сегодня не хватает около десяти тысяч специалистов, довольно успешно дефицит покрывают российские "подфлажные" экипажи. Европейские компании все чаще и охотнее привлекают наших моряков, утверждая: "Самые закаленные и непривередливые среди моряков - это русские". Представители судоходных компаний "Совкомфлот", "Газфлот", настроенных на развитие морских перевозок, говорили на форуме о надвигающемся дефиците квалифицированного плавсостава. Скажем, при разработке Штокмановского месторождения уже через два - три года моряков потребуется в три раза больше, чем предложит ежегодный выпуск судовых специалистов всех морских училищ России!

А ведь для подготовки высококвалифицированных капитанов или старших механиков необходимо не менее десяти лет.

В тридцатые годы Совет Народных Комиссаров вбросил в массы призыв: <Комсомол - на флот!> Судовые команды пополнились тогда молодыми, свежими силами. Сможет ли изменить нынешнюю кадровую ситуацию подобная политическая директива свыше? Вот что ответил на вопрос начальник Архангельского мореходного училища имени капитана Воронина Михаил Порошин:

-Государственное вмешательство в процесс подготовки специалистов флота уже давно жизненно необходимо. В этом году госкомиссия утвердила прием в наше учебное заведение 120 человек на бюджетной основе. Это четыре группы курсантов по 30 человек каждая. Курсанты будут обучаться специальностям судоводителя и судомеханика. Если год назад конкурс среди поступающих составлял два кандидата на место, то сейчас - почти три.

Как видим, флотские специальности остаются привлекательными для молодых людей. И потому мы намерены на следующий год (также по госзаказу) принять на учебу уже четыре группы первокурсников. Еще через год будет пять групп, набор составит 150 курсантов. Кроме того, существуют группы обучения на платной основе. Выпускники школ, не прошедшие по конкурсу или не участвовавшие в нем, могут стать нашими курсантами.

В учебных заведениях России существуют только эти две формы набора, хотя в других европейских государствах есть, на мой взгляд, более перспективный набор <по заявке предприятия>. Работодатель, заинтересованный в профессиональном обучении специалиста, оплачивает полностью или частично проживание, питание учащегося. Плата за обучение - задача государства. При получении диплома трудоустройством специалиста занимается работодатель.

Законодательно закрепить возможность учебы по направлениям предприятий - дело государства. Сегодня судоходная компания, государственная и частная, получает специалиста бесплатно. Причем иностранные фирмы предлагают выпускнику более высокий заработок, чем российские. Разумеется, трудоустраивают лучших. Не обидно ли за державу?

Есть еще одна проблема, требующая внимания государства. Программа, количественный состав и перечень специальностей для морских училищ утверждены Министерством транспорта. Но кто и когда изучал спрос на работников плавсостава в текущем или в следующем году, через два, три года? Делать это надо хотя бы потому, что бюджетное финансирование учебного процесса не должно основываться на предположениях.

Важной для программы обучения считается морская плавательская практика. Курсант за годы обучения должен не менее двенадцати месяцев находиться на судне, на рабочем месте осваивать профессию, на море подкреплять свои теоретические знания. Самое удивительное, что в вопросах организации плавпрактики лидируют крюинговые компании. Курсант, направляемый на иностранное судно, за счет судовладельца едет в порт стоянки, так же и обратно. Из того же фонда он получает стипендию за время пребывания на практике.

Зато при устройстве практиканта на судно наших госпредприятий возникают преграды. К примеру, в Архангельской гидробазе, в Северном управлении гидрометеослужбы за многие годы не смог получить практику ни один курсант. Причина одна: у них нет внебюджетного счета, училище не может перевести им деньги.

Выход из тупика прост: если курсант на судне работает, то пусть его труд будет оплачен в форме расходов на питание, стипендию. Осталось только издать соответствующий нормативный документ. В акционерных обществах проблем с банковскими операциями не возникает. Там мы встречаемся с нежеланием <возиться> с начинающими моряками: почему-то считается, что практиканту на судне нужна нянька. Нынешние <морские волки> забыли, благодаря кому и чему они таковыми стали.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя