Правда Севера
14 декабря 2006 (239)
Борис КАЗАНЦЕВ.
Откуда берутся живодеры?
Комаров по лысине
размазав,
Попадая в топи
там и сям,
Автор нежных
дымчатых рассказов
Из двустволки шпарил
по гусям...
Так начинается одно из моих любимых у Евгения Евтушенко старое шутливое
стихотворение, посвященное прекрасному русскому писателю Юрию Казакову. Казаков
- этот мастер слова - вряд ли хотя бы известен нынешней нашей молодежи, больше
занятой компьютерами. Он же и герой этого стихотворения.
В СЕРЕДИНЕ шестидесятых прошлого века Евтушенко и Казаков (рано ушедший из
жизни) приезжали в Архангельск, а затем в Ненецкий округ поохотиться на гусей. В
моей памяти, однако, сохранился случай из тех времен, сегодня смахивающий на
анекдот. В ресторан "Полярный", бывший тогда недалеко от перекрестка Павлиновки
и улицы Энгельса (по-нынешнему - Троицкого и Воскресенской), вахтер не впустил
поэта на том основании, что тот оказался в ... джинсах. И напрасно Евтушенко
уверял, что именно он написал слова песни "Хотят ли русские войны?". Неумолимый
цербер невозмутимо ответствовал: "Хорошая песня! Но в джинсах не пущу..."
А вспомнил я обо всем этом вот почему. С десяток лет назад опубликовал в "ПС"
большую корреспонденцию "Живодеры с ружьями". В ней рассказал об отвратительной
картине, виденной мною на Двине: трое амбалов на быстроходной "казанке" (в руках
каждого - по двустволке) гоняли по реке недавно поднявшегося на крыло утенка.
Пока не добили его. Десятки лошадиных сил и шесть стволов - против одной утиной
силы. То-то было гордости у удачливых охотников!
Но вспоминал я не только этих живодеров, а и бывшего тогда премьер-министром
страстного охотника Черномырдина, который, чтобы "добрать" двух медвежат у
берлоги, где уже была убита (не им - другими!) медведица, прилетел на место
баталии на вертолете, а затем добирался до берлоги на вездеходе. Об этом тогда
писала едва ли не вся наша печать.
Упоминал я и не менее страстного охотника Ильича - второго. Этот на быстроходном
катере подлетал к стае сидящих на воде гусей и шпарил по ним из двустволки (я
сам видел это по ТВ) - абсолютно запрещенный прием на охоте, что совершенно
справедливо. Ну и чем в охоте отличался наш генсек от тех двинских амбалов?
Но я-то вспоминал, а один из деятелей охотничьего руководства областного уровня
прочел мне занудную лекцию на тему: зачем писать об этом? Ведь это очень занятые
люди и им некогда выслеживать дичь. Словом, оправдывал такое живодерство! Охота
же чаше всего и есть выслеживание дичи, а выстрел - лишь венец его.
Но вот что любопытно. Если речь о простом смертном, то это браконьерство. А если
о сильном мира сего, то милое чудачество страстного охотника. Но это к слову...
Теперь я покупаю в киоске номера "Литературной газеты". Не скажу, что стала она
лучше, чем "в застойные времена", но иногда и в ней бывают дельные выступления.
И вот в номере 45-м за этот год прочел интереснейшую статью небезызвестного Юрия
Болдырева "Между авторитаризмом и ... авторитаризмом" - о руководстве страной
"верным ленинцем" Леонидом Ильичом Брежневым. Газета развернула дискуссию об
"эпохе Брежнева" в нашей истории. Мнения об этой эпохе у читателей газеты -
прямо противоположные. Вовсе не собираюсь принять участие в дискуссии, но меня
прямо-таки изумил снимок к статье, хотя к нему, конечно, Болдырев никакого
отношения не имеет. Подпись под снимком гласила: "Леонид Ильич любил
поохотиться". Вроде бы обычный снимок...
Но вот и ответ на занудную лекцию упомянутого мной "почитателя начальства". И
это охота?! С сигареткой в зубах. Где охотник стоит в месте, обнесенном железной
изгородью. Где все сведено к своевременному нажатию спускового крючка своего
дробовика. А дичь или зверя под выстрел генсека своевременно выгонит очередной
"почитатель начальства", в коих у нас никогда недостатка не было. А ссылки на
возраст стрелка - бессмысленны. Ох не на пустом месте возникла известная байка:
Хонеккер на время лишился дара речи, когда увидел стремительно взбиравшегося на
сосну ... зайца! Те самые "почитатели" натянули заячью шкуру на кота, пытаясь
угодить приглашенному на охоту в Подмосковье немецкому высокому гостю. (Правило
"о мертвых либо хорошо, либо ничего", я, конечно, знаю, но считаю: оно не
распространяется на политических деятелей).
Но как же руководил такой страной, как наша, человек, так понимающий не столь уж
сложное, но тонкое дело - охоту? Ведь тут огромная беда: девять из десяти наших
охотников-любителей (или даже больше), взглянув на снимок, скажут: здесь охота!
А я, занимающийся любительской охотой почти полвека, сразу скажу: не охота, а
хладнокровное убийство! Хотя вроде бы и браконьерства нет! Кто нашим живодерам
пример? Где же тут мужественное благородство любителя африканских сафари
Хемингуэя, считавшего: льва надо стрелять, когда уже слышишь его дыхание? Куда
там! У нас лупят дуплетами даже по дятлу, чуть заслышав в лесу его очистительную
дробь!
Когда известный киногерой сказал свое знаменитое "Восток - дело тонкое", у нас
все стало "делом тонким" - и бюджет, и воспитание, и медобслуга, и т. д. А вот
охота, повторюсь, и в самом деле - дело тонкое. И Евтушенко это уловил. Уловил
он и то, что это немалый, хотя и радостный труд. А тут-то, на снимке, где труд?
Где хотя бы "попадая в топи там и сям"?
Следует сказать еще вот о чем. Сегодня, взглянув на такой снимок, нельзя
однозначно сказать: то ли человек, поставивший его в номер, ни бельмеса не
смыслит в охоте, то ли тем, что, поставив его, хотел указать: видна "дурость"
изображенного на нем.
Мне же хочется вернуться к своему любимому у Евтушенко стихотворению. Финал его
одновременно и прозаический, и поэтичный. Последнее как раз и говорит о том, что
такое для человека настоящая охота. Это любовь к родной земле, это, наконец,
красота в обыденном...
Заканчивается стихотворение прозаичней некуда - под утро герои его вышли во двор
избы по малой (пардон!) нужде. И Казаков, глядя на бревна избы, очарованно
заметил:
Светятся-то, светятся
как, Женька!
И добавил грустно:
"Так их мать..."
А теперь скажите: вот те амбалы с Двины или тот, с сигаретой в зубах, как ни
странно, вроде бы любивший даже Есенина и неплохо проявивший себя на фронтах
Отечественной, способны увидеть то тихое свечение? Или почувствовать ту грусть?
То-то... Живодеры они и есть живодеры. Они могут видеть лишь кастрюлю, в которой
варится их добыча...
Борис КАЗАНЦЕВ.
P. S. В коллаже использованы снимки Ильича-второго на "охоте" из "Литгазеты" и
писателя Ю. П. Казакова из его сборника рассказов "Двое в декабре".
|