Правда Севера
14 декабря 2006 (239)
Наталья ПОПОВА.
Почему дешевле заплатить штраф, чем соблюсти закон?
Государственный экологический контроль осуществляется на двух уровнях:
федеральном (силами двух структур - территориальных управлений Ростех - и
Росприроднадзора по Архангельской области) и региональном (областной комитет по
экологии). Такая система определяется законом РФ "Об охране окружающей среды".
Три ведомства -два перечня
Деятельность Ростехнадзора в первую очередь связана с техногенным воздействием
на окружающую среду. Полномочия же Росприроднадзора прежде всего
распространяются на пользование лесными, водными и геологическими ресурсами
нашей страны. Работа обоих федеральных ведомств регламентируется Положениями,
утвержденными правительством РФ 30 июня 2004 года. Губернатором 10 августа 2004
года подписан подзаконный нормативно-правовой акт, определяющий порядок
реализации государственного экологического контроля на уровне субъекта
Федерации. С 1 января 2006 года в соответствии с ФЗ от 31.12.2006г. 199
областной государственный экологический контроль осуществляется в полном объеме.
Он осуществлялся и раньше, но в меньших объемах. Так, государственные инспекторы
комитета по экологии не имели полномочий по контролю за охраной атмосферного
воздуха, обращением с отходами производства и потребления.
К началу 2006го территориальное управление Ростехнадзора по Архангельской
области, руководствуясь множеством критериев, составило перечень из 485 объектов
различного вида и формы собственности, подлежащих федеральному государственному
экологическому контролю. Сюда вошли такие крупные структуры, как ЦБК,
предприятия военно-промышленного комплекса и ЛПК, все ТЭЦ и так далее. В этом же
списке - архангельское МУП "Водоканал", городская свалка и прочие объекты,
состоящие на балансе областного центра.
Как заметила начальник отдела государственного экологического контроля и
мониторинга комитета по экологии администрации Архангельской области Наталья
Ельцова, в последнее время налицо тенденция: после реорганизации (слияния или
разделения), смены собственника предприятия - в первую очередь это касается
сферы ЖКХ, - изначально занесенные в федеральный перечень, автоматически
перемещаются в региональный. Таким образом, нагрузка на этот уровень
государственного экологического контроля неизменно увеличивается.
Только штрафов почти на два миллиона
-Работы у нас более чем достаточно, - утверждает Наталья Борисовна. - На
территории области работают 40 наших инспекторов, в 18 районах расположены
филиалы государственной экологической инспекции. Они уполномочены как принимать
жалобы от населения (кстати, среди МО области чемпион по количеству обращений
граждан - Архангельск. Его жители жалуются на все, что находится в городской
черте. Собственно, причина тут объективная: жилые кварталы вырастали вокруг
промышленных объектов, вдоль реки. - Авт.), так и проводить проверки. Совместно
с комитетом по экологии контрольные мероприятия осуществляет ОГУ
"Государственная экологическая инспекция Архангельской области".
Только с января по октябрь текущего года их было почти 500. За этот же период
вынесено порядка 300 постановлений о назначении административных наказаний
(включая дела, возбужденные прокуратурой). По состоянию на 1 декабря 2006го по
всем МО области наложено штрафов на 1,88 млн рублей, в бюджеты муниципальных
образований из них поступило более миллиона. Исполнение решений по оставшейся
сумме отнесено к компетенции службы судебных приставов.
Замкнутый круг ЖКХ
Какие нарушения встречаются чаще всего? По словам Натальи Ельцовой, это
отсутствие разрешительной документации и первичного учета, несоблюдение
прописанных в законодательстве норм при обращении с отходами производства и
потребления.
Конкретные примеры? Пожалуйста. Так, ООО "Вельские коммунальные системы" не
вносило плату за негативное воздействие на окружающую среду. У ИП Шишмаков из
Котласа вдобавок к вышеуказанному нарушению обнаружилось отсутствие разрешения
на выбросы от стационарных источников и лимитов на размещение отходов. Последним
грешны и плесецкое ООО "Агроторгинвест", и холмогорское агропредприятие
"Двинское". Но наибольшее число нарушений природоохранного законодательства
допускают муниципальные жилищно-коммунальные предприятия: "Шипицино" из
Котласского района, "Ровдинское" из Шенкурского, "Теплосервис" и "Комсервис" из
Приморского, "Шалакушское" из Няндомского...
В какой-то степени таких нарушителей оправдывают даже экологи: ЖКХ всей области
изношено до крайности, газоочистное оборудование, как правило, изношено либо
отсутствует, сооружения по очистке хозяйственно-бытовых сточных вод необходимо
ремонтировать, реконструировать и модернизировать. Модернизация в короткие сроки
нереальна (таких денег нет ни в региональной, ни тем более в муниципальной
казне). Нельзя и приостановить их деятельность: предприятия-нарушители
обеспечивают водо- и теплоснабжение городов и поселков. В итоге получается
замкнутый круг...
Алгоритм с исключениями
-При работе любой котельной в атмосферу выбрасываются загрязняющие вещества. Как
следствие - у владельца котельной должно быть разрешение на выброс ЗВ. Если
такого документа нет, плата за негативное воздействие на окружающую среду
вносится в 25-кратном размере, - констатирует Наталья Борисовна. Алгоритм
действий прост: выявлено нарушение - должны быть приняты меры, то есть наложен
штраф. А штрафы бывают очень большими и накладываются вне зависимости от того,
какими средствами располагает нарушитель.
-При плановых проверках мы не всегда штрафуем нарушителей, если видим, что
руководство предприятия или частный предприниматель идет на контакт и делает
конкретные шаги к устранению замечаний, - говорит Ельцова. - При этом определяем
реальный срок выполнения нашего предписания по устранению нарушений.
В принципе нам нигде в доступе не отказывают. Ситуация с СРЗ "Лайский док" (см в
"ПС" за 6 декабря "Проверка? Вход запрещен". - Авт.) - скорее неприятное
исключение.
Упаковкой займется Госдума
Другая "головная боль" специалистов областного комитета по экологии,
осуществляющих государственный экологический контроль, - несанкционированные
свалки, чаще всего встречающиеся в лесу, реже - на берегах рек. Обращаться с
отходами в соответствии с законом - "удовольствие" не из дешевых.
Дешевле вывезти свои отходы в лесную зону или поджечь контейнер с мусором. За
указанные правонарушения законодательством предусматривается административная
ответственность.
Предприниматели отказываются разрабатывать проекты и получать лимиты
(разрешения) на размещение отходов, заключать договоры на вывоз мусора,
оспаривают наложенные на них штрафы за выявленные нарушения, - признается
Наталья Борисовна.
Как их заставить выполнять закон? На сегодняшний день даже поймать таких
нарушителей ох как непросто...
Но повод для оптимизма все-таки есть. Проблема замечена не только на местном, но
и на федеральном уровне. Недавно Госдума инициировала разработку закона об
упаковке: ее утилизации, вторичной переработке, поддержке предприятий, которые
возьмутся за это.
|